Каких только профессий в мире нет. Но совершенно точно нет ни одной ненужной — любым делом можно заниматься с душой, с любовью, главное знать, что ты на своём месте. У Андрея Романова список «своих мест» немалый. Такой уж он талантливый и разносторонний человек. Отличительные черты Андрея — безграничный оптимизм, настрой на позитив и желание им делиться.
Андрей, какой на данный момент у вас основной род деятельности?
Режиссура театрализованных спортивно-массовых представлений и праздников. Вообще, разного рода проведение мероприятий. Мы работаем вместе с супругой, у нас семейный подряд. Раньше был тамадой, проводил свадьбы, а сейчас всё-таки именно ведущий. В первую очередь ведущий одного из лучших радио – Русского радио. А вообще, провожу мероприятия, начиная от модельных показов и заканчивая комментированием дрифтов. Так или иначе, всё упирается в спорт или в культуру.
Каждый день загружен?
Неделя на неделю не приходится, в зависимости от сезонов. Мы ещё работаем с хоккейным клубом «Авангард», когда идёт основной сезон, загружена каждая неделя. Ближе к апрелю, когда сезон заканчивается, бывает полегче.
А в такие периоды, назовём их «каникулы», когда мероприятия утихают, можно отдохнуть?
Есть такие периоды, но длятся они не больше двух-трёх дней. Бывают и недельные перерывы, но их мы стараемся использовать с толком. Для меня лично отдых – это работать диджеем на радио. Некоторые скажут «ну да, наверное, человек на работе повёрнут». Нет, я повёрнут в большей степени на семье, иначе не было бы семейного бизнеса, я не ушёл бы с государственной работы, которой отдал большую часть времени.
Но радио – это всегда… У меня было два «пришествия» на Русское радио: в 2012 году, когда я закончил университет, меня заметили и пригласили. Я отработал определенный период. А в следующий раз пришёл в 2017 году. Я благодарен знакомству с нынешним руководителем, Еленой Лебедевой. После нашего с ней разговора прошло две недели, и я оказался на том рабочем месте, где мне действительно комфортно. И по сей день мне комфортно. Я прихожу в студию как к себе домой.
Всегда ли удаётся всё совмещать без ущерба для семейной жизни? Помимо дел, которыми вы занимаетесь вместе?
Вообще, всегда есть две стороны. Семейный подряд – это работа, а дома должна быть именно семья. К сожалению, не всегда получается разделять эти понятия. Семьей мы можем себе позволить на два-три дня уехать за город, когда нет никаких мероприятий. Вообще, оттолкнувшись от всех проблем. Или на море. Семья — это важно.
А по какому принципу выбирали, чем заниматься? Много было экспериментов?
Два эксперимента было. С семи лет я пел в хоре, как это ни странно, в деревенском ДК. Потом мы переехали с родителями в районный центр, там я продолжал творческий путь – пел, вёл концерты. Так что творческие задатки были с детства. Но всё это закончилось после выбора профессии. Родители — мама педагог, специалист по работе с семьями, а отец всю жизнь служил в милиции, был начальником уголовного розыска. И мой выбор пал на Омскую академию МВД. Это был самый неудачный эксперимент, после которого я понял, что казарменная жизнь – это не моё, хоть форма мне и идёт.
Академию в итоге окончили?
Нет, я перевелся в университет физкультуры, и благодаря своим преподавателям – заслуженному работнику физической культуры и спорта Российской Федерации Ирине Леванчуковой, благодаря Игорю Абраменко, Людмиле Петлюк – главному балетмейстеру Омской области, и ещё многим-многим людям я могу сейчас сказать, что я – режиссёр, за это им большое спасибо. Всё остальное связано с творчеством, в любом случае.
А творческой личностью можно вас назвать? Некоторые ведь даже обижаются на такое определение, воспринимая его как синоним безалаберности, несобранности. Все эти разговоры про розовые очки…
Творчество – это понятие растяжимое. Так же, как и искусство. Есть искусство говорить, есть искусство слушать, есть искусство творить. Было в моей жизни и про розовые очки. Моя работа – в коллаборации. Это и техническая составляющая, и творческий экспромт. Не бывает в такой работе точных определений, если ты не работаешь с военными. Вот там да – шаг влево, шаг вправо… Если ты работаешь с творческими людьми, с коллективами – рамок нет, нет пределов, бывает всякое. Бывает, погас экран, бывает нечаянно выключили электричество, но мероприятие продолжается. Я, наверное, себя больше к креативным людям отношу, а не к творческим. Я пишу сценарии, придумываю номера, ставлю задачи. Но тогда у меня и семья вся творческая.
Что интересного сейчас происходит в сфере радио?
Если сравнивать два моих периода работы, то изменился музыкальный тон, предпочтения людей, больше новинок добавляется. Плейлисты более интересные, благодаря новому музыкальному редактору. Люди очень сильно изменились. В плане позитивности. Я работаю в столе заказов и наша задача – нести позитив людям. Но. От людей иногда «хапнешь» больше негатива, чем позитива принесешь. Хотя слушатели активные, всё больше людей меня узнает.
Значит, люди стали более негативными?
Я бы сказал, озлобленными. В силу большого социального неравенства, в частности. Хотя факторов много. Социокультурных факторов, которые делают людей всё менее дружелюбными.
Что особенного и притягательного именно в Русском радио?
Это, наверное, романтика. И умение думать. Подготовка к эфирам – это творчество. Когда ты вещаешь на многомилионную аудиторию, себя ощущаешь окрыленным. Кто-то в пробке стоит, у кого-то событие не самое приятное произошло, кто-то в офисе день рождения отмечает, и ты всем этим людям делаешь настроение. Люди пишут, просят поздравить кого-нибудь, и ты аккумулируешь эту энергию, чтобы подарить людям.
То есть, можно сказать, что это некая положительная власть – дать людям настроение?
Да. А ещё это, конечно, много новых знакомств. Да данный момент, это самое главное. Знакомства решают всё. Это гости. Сейчас у Русского радио получается делать мини-живые выступления групп. В студии, когда собирается группа с инструментами, они поют, играют – это классно! Радио развивается.
Что вообще из себя представляет ваш вечерний эфир? Что он в себя включает?
По-разному. Иногда это просто приветы, поздравления, музыкальные композиции, которые людям нравятся. А бывает, приходят интересные гости. Плохих гостей не бывает – бывает неподготовленный ведущий. Любого гостя можно зарядить на волну хорошего настроения, позитива, насколько бы педантичным он не был. Нужно уметь мотивировать.
Поиском гостей на эфир занимаетесь не вы?
Не я. Меня просто заранее предупреждают. Иногда говорят: «гости будут сложными». А они сложные всего первые два слова. Потому что не все люди привыкли говорить в микрофон. Дальше, если ты с ними пообщался, настроил на эфир, всё идёт отлично. Эфир проходит как на духу. Его услышат миллионы людей. У нас же радио вещает по всей Омской области!
Расскажите какой-нибудь интересный, запоминающийся случай с эфира.
Бывали разные случаи. Я могу рассказать о товарище, который носит «вкусняшки». Хороший человек. Просто работяга. Если этот человек не позвонил на эфир, считай, эфир прошёл зря. Это началось в Рождество. Он позвонил, передал приветы всем, искренне, прямо всем, кому хотел. Я ему говорю – спасибо. А он – это вам спасибо! С меня тортик. И этот тортик до нас дошёл. С тех пор началась дружба на каждом эфире. Я ещё анонс не успеваю дать, а он уже звонит, и это поднимает настроение. Человек ненавязчивый. Он ёмко, лаконично, передаёт привет всему городу Омску, всем коллегам и друзьям, а также всем работникам радио.
А какой-нибудь курьёзный случай есть?
Да, был и такой. Звонил один человек, допустим, его звали Николай, на каждый эфир и пытался выиграть один и тот же приз. То ли колбаса какая-то разыгрывалась, то ли молочные продукты. И человек один раз дозвонился, не выиграл. Стал звонить ещё. Ему сказали, что нельзя столько раз звонить, нужно и другим дать шанс. Тогда он стал представляться то Анатолием, то Иваном, то Сергеем, но в итоге это оказался тот же самый Николай. И колбасу он всё-таки выиграл.
Какие самые распространенные мифы и легенды существуют о работниках радио?
Самый распространенный миф – о том, что на радио огромные зарплаты. Друзья, когда узнают, где я работаю, представляют себе фантастические финансовые возможности. Ты чуть ли не миллионер. Логика, наверное, ещё с Советского союза идёт: кто вещает в массы – зарабатывает очень хорошо. Хотя отношения здесь сугубо договорные, как и везде.
Второй миф – можно ставить любую музыку. Но это не так. Есть определенные форматы радиостанции. Если это Русское радио – должна играть русская популярная музыка. Не современная, а именно популярная. Бывает, хиту лет 20-30, а он до сих пор популярен. Если сравнивать по музыке, то хиты нулевых годов порой лучше заходят в топ, чем что-то из «свежаков».
А бывало, что приходилось отказывать слушателям в выбранной ими песне?
Да, конечно. Помнится, песню «Расплескалась синева» второго августа на день ВДВ просили поставить семь, а то и девять раз. Рекорд был – 44 звонка и все звонящие хотели именно эту песню. Приходилось отказывать. А бывали песни, которые не соответствуют формату радиостанции, их просто нет в ротации. Такие песни ставить нельзя. В таком случае, диджей просит выбрать что-нибудь из плейлиста. Альтернатива есть всегда.
Какие-то личные, человеческие цели есть, которые можно реализовать на радио?
Это, в первую очередь, творческий потенциал, умение импровизировать. Если ты хочешь научиться работать на радио – здесь имеется и техническая, и лингвистическая составляющие, и где-то даже философская составляющая, потому что нужно рассуждать. Не всегда эфир складывается гладко. Например, взять период после новогодних праздников: людям не до радио, но ты-то работаешь, ты несёшь свой позитив в мир. Да, никто, может, не позвонит и не напишет, но ведь кто-то же услышит эфир. И как раз в такие моменты умение пофилософствовать, умение подобрать тему, обозначить день в истории – очень выручает, это нужно обязательно уметь.
То есть, важно уметь заранее подготовиться к любому раскладу на эфире?
Подготовиться, сформировать, для начала, в своей голове. Первый мой эфир, я как сейчас помню, мы вспоминаем и смеемся. Я пришёл и принёс целый «талмуд» на пяти листах, будто это какое-то официальное мероприятие. Этого «талмуда» хватило на два выхода, а дальше пришлось импровизировать. К этому нужно быть готовым. Я оказался готов, хоть и волновался. Ведь технические составляющие тоже никто не отменял.
Есть какие-то проекты, которые сейчас хочется реализовать?
Очень хотелось бы сделать настоящий живой концерт в студии. Возможно, без онлайн-трансляции, но, чтобы это были известные омские группы. Думаю, мы с Еленой Лебедевой обязательно эту идею обсудим. Многие ребята хотели бы в таком проекте поучаствовать, я уверен. А из творческих амбиций в целом, мне хотелось бы с супругой организовать большое мероприятие, которое все запомнят. За последние пять лет мы с Ксенией организовали около двухсот авторских мероприятий. Самое запоминающееся – фестиваль единоборств. Мероприятие колоссальное, если бы не мой надежный тыл — моя жена, я бы не выдержал. Так что, наша сила – в команде.
Мы уже говорили об этом, но всё же, каково это – быть голосом, который слышат люди, когда едут в машине с работы, когда готовят ужин…?
Скажу одной фразой – это классно! Быть голосом. В основном, я и есть голос. Не всегда ведущий бывает на виду. Это классно – ощущать отдачу, оценку людей, это чувствуется. Если профессия действительно приносит удовольствие, то обязательно будешь ощущать такие эмоции. Когда ты через радиоприёмник говоришь людям: «Добрый день, дорогие радиослушатели! Сегодня пятница. Классно ведь – впереди два выходных!» — всё, ты уже сам ощущаешь, что люди по ту сторону радиоприёмника радуются, кайфуют оттого, что да — ведь и правда пятница! Можно заниматься чем угодно!
Вы очень много говорите про позитив. Это ваше главное правило в работе?
В первую очередь, я руководствуюсь золотым правилом режиссуры и актерского мастерства: смех и радость мы приносим людям. Это самое важное, это та искра, которая дает людям возможность дальше жить. Даже философию нужно нести с позитивом. Мысль основная одна – жизнь многогранна! Нужно улыбаться, каждое утро начинать с улыбки. У меня самого не всегда так получается, но к этому нужно стремиться.