30 июня в Зеркальном зале Омского государственного музыкального театра состоялась премьера комической оперы в одном действии «Пиратский треугольник» по произведению итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Премьерные показы также прошли 1,7 и 8 июля, неизменно собирая полный зал.
По словам режиссера-постановщика Александра Лебедева, это произведение было написано специально на небольшой актёрский состав. Написано, чтобы снискать зрительский успех, чтобы актёры играли с упоением. И в случае с омской постановкой, задачи были те же: поиск дороги к зрителю, нивелирование барьера между жанром оперы и омской театральной публикой. После премьерного показа Александр Лебедев также ответил на пару вопросов от нашей редакции.
Какие-то современные приёмы были использованы в данной постановке?
Переводу оперы на русский язык Юрия Дмитрина около 30 лет, то есть он уже был адаптирован на более современную публику, нежели оригинал 19 века. В этом переводе есть момент некой иронии над оперой, точнее над присущей классической опере «вампучностью» (вычурностью, неестественностью). Мы отразили эту иронию в своём спектакле, в результате чего некоторые моменты, такие как повторы текста, выглядят как хорошая, тонкая шутка, приобретают своё очарование. Высокий уровень актёрского мастерства позволил воплотить в постановке сложные вокальные партии, все артисты великолепно справляются и даже от себя добавляют.
Современный зритель оценит и юмор, и гениальную музыку Доницетти, написанную специально для театральной сцены.
Работа со зрительным залом раньше практиковалась в этом жанре?
Композитор итальянский и писал для итальянского зрителя. А у итальянского зрителя до 17-го века не существовало реалистической комедии. У них была «дель арте» (комедия масок). Знаменитый спор между Карло Гольдони и Карло Гоцци за реалистическую комедию Гольдони и масок Гоцци выиграл последний. А потом режиссер Джорджо Стрелер соединил приёмы Гоцци и Гольдони. Так же и здесь: в пьесе нет классической четвертой стены, герои всё время общаются со зрителем, внутренние монологи переживаются вместе со зрителями.
Елена Билык, исполнительница партии Риты: «Очень волнительно было перед премьерой. Но зритель был очень благодарным, поддержка колоссальная! Материал шикарный, музыка сложная, технически сложно. Нужно совмещать и вокал, и актёрское мастерство, практически жонглировать.»
Антон Завьялов, исполнитель партии Гаспара: «Я получаю удовольствие от реакции зрительного зала. Волнение сразу проходит, когда люди начинают смеяться, улыбаться – это ещё больше вдохновляет, хочется сделать ещё что-нибудь этакое. Но Елена права, материал действительно очень сложный.»
Не вызвало сложностей адаптировать итальянскую постановку для российского зрителя?
Александр Лебедев, режиссер-постановщик: Мы не ориентировались на итальянцев. Мы ставили историю для омичей. То, что смешно нам, будет смешно и зрителю. Прежде всего существуют человеческие ценности, которые в остроумной форме здесь защищаются. Это общечеловеческая история.
Спектакль получился поистине впечатляющим! Современному человеку, потенциальному зрителю, может показаться что комическая опера – явление устаревшее. Признаться, мы и сами не знали, чего ожидать, когда шли на премьеру «Пиратского треугольника». Но увиденное и услышанное превзошло все ожидания. Стоит отметить непревзойдённую, эмоциональную актёрскую игру. Каждая сцена — как картина. Любой стоп-кадр — готовая фотография. Как не проникнуться историей, если на целый час ты становишься её соучастником, сопереживаешь каждому герою, размышляешь, чем же всё обернется?
Постановка действительно берёт за душу. Она понятная, не напыщенная, жизненная и очень «вкусно» сыгранная. По словам артистов, за комедии режиссеры берутся редко из-за сложности их качественной постановки. Юмор не должен быть пошлым и плоским, он должен так или иначе подводить зрителя к какой-то морали, легко и незаметно. И здесь всё это присутствует: история с хэппи-эндом, но не банальная, а действительно общечеловеческая, и к тому же оставляющая после себя долгое, приятное послевкусие. История о том, что мы порой не замечаем сущности своего ближнего, забываем о своей любви, и только лёгкая встряска способна изменить всё к лучшему, развернуть корабль под названием «семья» по нужному курсу. И да, иногда для этого нужен пират. Зачем? Узнаете, когда придёте на спектакль «Пиратский треугольник»!
Фото: Александр Барановский
16+