"Есть такое хобби - искать людей": почему волонтеры LizaAlert не герои

Автор статьи
Дарья Якунина
Фото: Дарья Якунина

В прошлом месяце, как указано на страничке поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт — Омск», волонтерам удалось найти живыми 45 человек из 73-х поступивших заявок. И только один «НП» — трагический статус «найден, погиб». Годовой статистики отряд не ведет, но если посчитать приблизительно, то получится, что благодаря поисковикам около 600 потерявшихся омичей вернулись домой к своим семьям живыми и невредимыми.

Их ориентировки в оранжевой рамочке с призывом о помощи в поисках человека видел, наверное, каждый. Про них пишут книги, снимают фильмы и сериалы, поют песни. После каждого «громкого» поиска их называют героями. Но сами поисковики из «ЛизыАлерт» себя таковыми не считают и тихо признаются: «просто хобби у нас такое — искать пропавших людей….»

Так кто же они на самом деле, эти знаменитые волонтеры в бойцовках цвета заходящего солнца? Корреспондент ТОП24 побывала на одной из ознакомительных встреч, которые отряд проводит для набора новичков, и выяснила, чем живут волонтеры, как и почему они занимаются поиском пропавших, а также какая помощь требуется им самим?

Немного истории

ПСО «ЛизаАлерт» появился благодаря инициативе неравнодушных людей, принимавших участие в поисках четырехлетней Лизы Фомкиной. Девочка пропала 13 сентября 2010 года в подмосковном Орехово-Зуево.

«Она заблудилась в лесу вместе со своей тетей, и в течение пяти дней их практически никто не искал. Только когда информация о пропавших попала в интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами», — пишет в своей книге «Найден. Жив» руководитель пресс-службы федерального отряда Ксения Дмитриева.

"Есть такое хобби - искать людей": почему волонтеры LizaAlert не герои
Фото: Дарья Якунина

Девочку и тетю в итоге нашли мертвыми, опоздав всего на сутки, а через 20 дней после окончания поисков заработал сайт с названием в честь той самой Лизы, которую не успели спасти.

В нашей области поисковый отряд, по словам регионального пресс-секретаря «ЛизыАлерт» Евгении Быковой, появился по инициативе омички Рады Маевской.

«Девушка слушала радио. В передачу написал молодой человек и рассказал о том, что не может найти смысл жизни. Ведущий посоветовал ему обратить взгляд на волонтерство, например, на поисковый отряд «ЛизаАлерт». Тогда Рада первый раз услышала про отряд и поняла, что у нас тоже должно быть подразделение», — рассказала Женя.

Первая встреча омских волонтеров состоялась 10 февраля 2018 года.

Помочь может каждый

«Найти того, кто заблудился, гораздо проще, чем найти того, кто захочет искать». Это строчка из песни омской группы «Грот», посвященной деятельности отряда. Сейчас на постоянной основе в местной «ЛизеАлерт» поисками пропавших занимаются около 200 волонтеров. И это, на мой взгляд, катастрофически мало для региона с населением 1,8 миллионов человек. Ведь люди пропадают буквально каждый день.

Поэтому отряд проводит регулярные ознакомительные встречи для новичков, желающих познакомиться с поисковой работой и, возможно, стать добровольцем. Такие «знакомства» проходят в классе автошколы «Перекресток» на Красном Пути, 24 к. 1. Организация предоставляет отряду помещение на безвозмездной основе.

"Есть такое хобби - искать людей": почему волонтеры LizaAlert не герои
Фото: Дарья Якунина

На встрече Евгения, как старшая по работе с новичками, доходчиво и подробно рассказывает о жизни отряда, особенностях поиска в городе и природной среде, правилах поведения на поисках и других мероприятиях, которые проводит «ЛизаАлерт».

В этот раз встреча собрала около 10 добровольцев. Немного, конечно. Нужно отметить, что среди прибывших были, в основном, люди старше 30-ти лет. Женя, которая в отряде уже 5,5 лет, попросила записать на листочке номера телефонов тех, кто планирует сотрудничать с поисковиками. Из присутствующих не отказался никто.

"Есть такое хобби - искать людей": почему волонтеры LizaAlert не герои
Фото: Дарья Якунина

Изначально отряд занимался только детскими поисками, но совсем скоро начал принимать заявки и на розыск пропавших взрослых.

«Мы не ищем животных, как бы хорошо мы к ним не относились, мы не ищем машины, документы и ключи. В Омске один раз нас просили найти попугайчика. Но мы занимаемся только поиском людей», — уточняет Женя.

Все поисковики — исключительно добровольцы. Кто-то занимается рисованием, кто-то — танцами, другие играют по вечерам в «настолки», а волонтеры в свободное от работы время разыскивают тех, кто потерялся и кому прямо сейчас очень нужна помощь. Такое вот увлечение.

Совершенно разношерстная компания: со своими семьями и житейскими проблемами, с «завалами» на работе и по службе, с болеющими детьми и невыгуленными собаками, с надоевшим бытом и несданной сессией. Такие же как мы, каждый из нас. Совсем не герои, — просто ответственные люди с огромными сердцами.

Что значит — быть добровольцем

Главное — ответственность. Если взял задачу — выполни до конца. Показательная история произошла в отряде на масштабном, тяжелом поиске трехлетнего Коли Бархатова.

Тогда о судьбе потерявшегося в тайге омского малыша переживала вся страна. Коля пропал 13 августа 2019 года. Вместе с семьей он приехал в лес на территории Большереченского района собирать ягоды. Родители находились в 10 метрах от машины, но мальчик вышел из салона и буквально исчез.

Поиски малыша продолжались трое суток. Днем 15 августа волонтеры и сотрудники ОМОНа обнаружили Колю в 700 метрах от штаба поисковой операции. Он был искусан москитами, сидел по пояс в болоте и сильно замерз, но все-таки выжил.

Во время поиска оказать помощь отряду решила компания молодых людей на хорошо проходимой машине. Ходить по лесу они не могли, но какое-то время довозили волонтеров до места выполнения задачи и забирали их обратно. А затем просто перестали выходить на связь. В итоге уставших и голодных поисковиков забрали из леса другие люди.

Позднее выяснилось, что компании, которая подвела волонтеров, просто надоело кататься туда-сюда. У них нашлись дела в городе, и ребята, не предупредив никого, уехали.

Так делать не надо.

Как искать пропавших

К каждой категории «потеряшек» нужен индивидуальный подход. Больше всего заявок приходит на розыск мужчин в возрасте 30-40 лет. Детскими поисками занимаются только опытные волонтеры, прошедшие специальное обучение в виду особенностей работы с несовершеннолетними и их напуганными родителями.

Дезориентированные бабушки часто находятся по адресам из «прошлого»: прежние места жительства или работы.

Обычно заявки на поиск «падают» по вечерам. Днем родственники пропавших обычно еще не знают об исчезновении близкого или пытаются найти его самостоятельно.

Активный поиск начинается в штабе и бывает городским или лесным, где волонтеры присутствуют физически. Информационный поиск проходит без выезда и заключается в распространении по соцсетям ориентировок, прозвоне больниц, сборе свидетельств о местонахождении пропавшего, расспросе его родных, друзей и коллег.

Еще можно отрабатывать автономные задачи, когда нужна пара человек, чтобы проверить ту или иную локацию. Например, посетить «Островок безопасности» в магазинах «Пятерочки» или в отделениях «Сбера». Туда «потеряшку» доставляют нашедшие его неравнодушные прохожие.

"Есть такое хобби - искать людей": почему волонтеры LizaAlert не герои
Фото: Дарья Якунина

О результатах выполненной задачи в обязательном порядке необходимо доложить координатору поиска или инфоргу. От этого будут зависеть дальнейшие действия отряда.

Основные правила отряда:

  • сообщить, что выехал, приехал, уехал и доехал с поиска;
  • получать задачу только от координатора;
  • слушать старшего группы;
  • не распространять информацию с поиска;
  • следить за своей безопасностью самостоятельно;
  • не употреблять алкоголь.

Что нужно, чтобы вступить в отряд

Желание. Больше ничего. Не нужно сразу закупать дорогостоящие рации, фонари и профессиональные трекинговые ботинки. Всё необходимое для поиска выдают в штабе, а через какое-то время, когда вы определитесь, как именно готовы искать пропавших, то сами поймете, что для этого нужно именно вам.

В «ЛизеАлерт Омская область» действуют различные «специальности»: картография и навигация, регистраторы, медики, инфорги, координаторы, группа специального назначения (отрядный «спецназ»), кинологи, конная группа, обучение волонтеров, оперативные дежурные, психологи, пилоты БПЛА, авиация, школа «ЛизаАлерт» для проведения занятий по безопасности с детьми, «Лес на связи» для дистанционных поисков пропавших в природной среде, обеспечение, которое отвечает за оборудование отряда, и многие другие.

«Мы звоним в больницы, когда потерялся человек. У нас есть определенный алгоритм. Я звоню откуда угодно. Когда начинала, была в декрете, звонила с песочницы, из больницы, из дома. Заявка может прилететь в любое время суток. Если вы можете ее отработать, пишите «я могу». Не можете — молчите. Всё очень просто: есть таблица, прозваниваете больницы, представляетесь отрядом, спрашиваете информацию, которая вас интересует, получаете ответ, отчитываетесь», — объясняет работу группы коротких прозвонов ее руководитель Татьяна.

В общем, выбор довольно большой, чтобы найти занятие по душе.

Люди, навигаторы, фонари

«Мы никакая форма собственности, не зарегистрированы юридически. У нас нет никаких расчетных счетов, мы не принимаем деньги ни в каком виде. Если нам хотят помочь, нам дарят оборудование и расходники: компасы, рации, бумагу для ориентировок, скотч или билеты, чтобы оперативно доставить поисковиков на тяжелый поиск», — отмечает Евгения.

Для тех, кто не чувствует в себе сил заниматься поисками, но очень хочет помочь «ЛизеАлерт», на страничке отряда во Вконтакте есть список того, что необходимо волонтерам для работы на данный момент: палатки, зарядные устройства, принтеры, антенны, жгуты, маски ИВЛ, налобные фонари, амуниция для лошадей, карты памяти, ноутбуки, одноразовая посуда, топливо и много другое.

Но в первую очередь, — конечно же люди! Стать поисковиком может абсолютно любой человек старше 18 лет, вне зависимости от вероисповедания, политических взглядов, сферы деятельности, достатка, социального статуса.

Так, самый старший участник отряда — 78-летний дедушка из Санкт-Петербурга.

Задачи найдутся для каждого. При этом совсем не обязательно бродить по ночным лесам и мокнуть в заболоченных полях, хотя и такое случается. Большинство поисков заканчивается на стадии прозвонов. Иногда, чтобы найти заблудившуюся в городе бабушку или вышедшего не на той остановке второклассника, достаточно иметь под рукой телефон и компьютер. Ну и, конечно же, немного свободного времени.

"Есть такое хобби - искать людей": почему волонтеры LizaAlert не герои
Фото: Дарья Якунина

Важно понимать, что вас не оставят один на один со своей задачей, — всё объяснят, расскажут и покажут. Никто не станет вас заставлять. Если прямо сейчас вы не готовы заниматься поиском, «коллеги» по отряду не обидятся и поймут. Главное правило, не только в жизни отряда и но и в повседневной жизни, которое стоит для себя запомнить, — не выгорать! Нужно научиться правильно рассчитывать свои силы и не действовать в ущерб себе или своим близким. Помогать другим очень важно, но еще важнее сохранить самого себя.

Номер телефона СПО «ЛизаАлерт», общий для всех регионов страны, — 8-800-700-54-52. Помните: «потеряться, не значит пропасть».