В федеральном УФССП загадочно сообщили, что причиной начисления несуществующих долгов на 8-летнюю омичку стала «недостаточная идентификация гражданина».
ТОП24 пообщался с мамой «8-летней должницы» Арины Захаровой. Прошло больше месяца после того, как омский журналист Мария Гавриленко записала видеообращение к правоохранителям и рассказала про то, что на её ребёнка как из рога изобилия сыплются чужие долги, которые превысили сумму в 700 тыс. руб. Начисления чужих судебных долгов начались около 3-х месяцев назад — суммы и фамилии должников отображались в личном кабинете Марии на портале «Госуслуг», куда она внесла номер СНИЛС дочери для регистрации на образовательной платформе Дневник.ру. С помощью пресс-службы и руководства УФССП Омской области Марии Гавриленко удалось выяснить, что ошибка произошла в Белгородском отделении службы судебных приставов: сотрудника канцелярии, внёсшего неверные данные в базу, уже уволили.
Долги на имя Арины Захаровой приходили из Белгородской, Московской, Воронежской и Ростовской областей. В результате обращений Марии в разные инстанции и к СМИ в том числе, с ребёнка к концу июля сняли 34 судебные задолженности и семья ненадолго вздохнула с облегчением. Но уже 20 июля на «Госуслугах» снова появилась задолженность некоего Мустафы. В итоге долг ликвидировали в ручном режиме — мама 8-летней Арины звонила приставам Московской области, откуда «прилетел» очередной чужой долг и добивалась его удаления.
После публичного обращения к разбирательству подключились облпрокуратура, а затем и Генпрокуратура РФ, омский Следком, Уполномоченный по правам человека в Омской области Ирина Касьянова, детский омский омбудсмен Елизавета Степкина, депутаты Госдумы Оксана Фадина и Александр Ремезков.
Как рассказала ТОП24 Мария, сейчас в личном кабинете «Госуслуг» чужих долгов больше нет, но она так и не получила внятного ответа о том, почему произошла ошибка. Она показала ответы ведомств, которые пришли на её запросы — практически во всех письмах рассказывается одно и то же, констатируются факты, о которых автор обращения знает. Суть официальных ответов напоминает сказку про белого бычка. Например, в большинстве писем указано, что долгов в личном кабинете «Госуслуг» уже нет. Из возможных причин ошибочных начислений исключили даже сбой портала «Госуслуг».
В Минцифры России после проверки сообщили, что перебоев в работе «Госуслуг» не нашли. В министерстве добавили, что информация о начисленных долгах поступает «в режиме реального времени от Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, куда в свою очередь, информацию передает ведомство, выставившее начисление» — то есть, УФССП. Вносить корректировки и удалять эти данные тоже могут лишь приставы.
Ответ от федерального УФССП на запрос омички и вовсе дискредитирует действия приставов и ставит под сомнение их компетентность. В письме УФССП сообщили, что ошибочное начисление долгов на СНИЛС 8-летней школьницы из Омска произошло из-за … недостаточной идентификации — якобы в исполнительных листах не были указаны ни СНИЛС, ни ИНН для однозначного определения личности должника. Такая версия была бы правдоподобной, если бы у девочки были «двойники» — полные тёзки из других регионов, — но ведь на девочку начисляли долги самых разных людей, в том числе и мигрантов. И в целом встаёт вопрос — а каким образом тогда начисляются долги на граждан, ведь получается на месте Арины Захаровой может отказаться любой другой человек.
«Выданные до июня 2022 года исполнительные документы могли не содержать дополнительные идентификаторы гражданина. СНИЛС, ИНН не были обязательными к указанию, что могло привести к ошибке идентификации гражданина как гражданина по исполнительному производству», — говорится в ответе на запрос.
Но, как отметила Мария, эта версия приставов также выглядит неубедительной — большинство исполнительных производств, где фигурировали документы её дочери, были возбуждены уже после 2022 года — в 2023 и в 2024 годах.
Подобные ответы на запросы в ФССП России получили и парламентарий Александр Ремезков, а также детский омбудсмен Елизавета Степкина. Последняя решила обратиться за помощью к вышестоящему руководству — Уполномоченному при Президенте России по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
Чтобы разобраться в этой запутанной истории, Мария Гавриленко обращалась и в Социальный фонд, выдавший 8 лет назад её дочери СНИЛС — там подтвердили, что СНИЛС Арины Захаровой верный, полных тезок нет, она одна с такими данными в Омской области. Отчаявшись, мать девочки написала жалобу в Роскомнадзор на действия приставов, безосновательно внёсших персональные данные её ребёнка в базу должников.
Ответ из Роскомнадзора и вовсе ввёл опытного журналиста в замешательство — из ведомства прислали объёмное письмо на трёх листах А4 с подробным рассказом о том, что относится к персональным данным. «Фактов нарушения законодательства РФ в сфере персональных данных не выявлено«- подытожили в Роскомнадзоре.
В омской прокуратуре Марии сообщили, что задействованы все возможные ресурсы, чтобы установить причину ошибочных начислений. Возможностей на уровне региона оказалось недостаточно, поэтому ведомство обратилось в федеральные структуры. «Единственное, что пока они могут сказать однозначно — это первый в России подобный случай», — рассказала собеседница ТОП24.
Параллельно проверку в Омске проводит следственный отдел регионального СК по Ленинскому округу. Мария Гавриленко надеется, что правоохранители установят реальные причины начисления чужих долгов на её дочь — ведь из-за того, что причины ошибки неизвестны, нет гарантий, что история не повторится.
«Хочу быть уверенной, что, когда мой ребенок получит паспорт, то жизнь ее не будет осложнена ситуациями с долгами, к которым она не имеет отношение. Оказавшись в центре такой крайне неприятной истории, я считаю, что имею право знать, что произошло на самом деле и кто виноват, чтобы понимать, что делать дальше», — поделилась с ТОП24 переживаниями мама Арины Захаровой.
Она добавила, что её дочь знает про необычную ситуацию, видит суету, но в силу возраста не понимает, что в действительности происходит. «Видимо, слышала разговоры (о возможном ограничении на выезд из-за долгов — прим. ред.) и уже спрашивала о том, полетим ли мы когда-нибудь на море», — рассказала Мария Гавриленко.
ТОП24 продолжает следить за развитием этой необычной истории.