Жильцам уцелевших квартир некуда переехать, но дом замерзает, а сгоревшие перекрытия могут обрушиться в любой момент
В прошлую пятницу, 19 января, в двухэтажном жилом доме №21 на улице 20 лет РККА случился пожар, из-за которого было уничтожено огнем 10 квартир. Жильцов быстро эвакуировали, никто не пострадал. Но пожар не был внезапностью — дом 1947 года постройки ни разу капитально не ремонтировался. Мы съездили на место происшествия, чтобы посмотреть, в каком состоянии находится дом после пожара и в каких условиях живут омичи, квартиры которых не задело огнем.
«Пожар начался в квартире №7, где жил девяностолетний дедушка. Он пытался потушить, но что он там сделает? Даже телефона у него не было, чтобы пожарных вызвать. Соседи позвонили, когда почуяли запах гари», — рассказывает жительница дома, до квартиры которой огонь не добрался.
Проводка, водопровод, отопительные коммуникации — всё изношено и регулярно ломается. В 2018 году управляющая компания отказалась от обслуживания здания, а новая так и не нашлась, никто не захотел брать на баланс дом в преклонном возрасте.
Так выглядит вход в квартиру на первом этаже, где начался пожар. Немногим лучше выглядят квартиры, что были по соседству, напротив и над очагом пожара на втором этаже. После случившегося находиться в доме страшно. Деревянные перекрытия прогорели насквозь, высока вероятность обрушения. Лестницы и перила в подъездах покрыты льдом, подниматься сложно.
Из-за пожара уцелевшие квартиры остались без отопления
Основная проблема сейчас в том, что пожар произошел в середине здания, разделив сгоревшим участком трубы и электропровода. Жильцам квартир, не задетых огнем, некуда переехать из пострадавшего дома и они собирались остаться здесь. Но батареи остыли и людям приходится спускать холодную воду в унитаз, чтобы она вновь поступала и хоть как-то обогревала жилье. Люди просят соединить «живые» коммуникации, чтобы восстановить отопление, иначе трубы промерзнут окончательно и дом станет непригодным для жизни. Предположительно, теплосети можно положить снаружи дома, утеплить и спаять с уцелевшими внутридомовыми трубами.
Дом детства
«Это дом моего детства. Я давно переехал, сейчас здесь живет моя пожилая мать. Сейчас она временно живет у родственников, я наладил у неё в квартире свет, в подъезде прибрался. По расположению дома нас всё устраивает, если бы его в порядок привели, — рассказывает Игорь, сын пенсионерки, живущей в пострадавшем доме — ещё до пожара здесь всё было плохо. Трещины на фасаде, всё старое. Крышу приезжали чинить несколько раз, но так до ума и не довели. Такое чувство, будто не заинтересованы вообще в существовании этого дома. Здесь же можно что-то другое построить. Никто не знает, что теперь будет. Восстановить сгоревшие квартиры невозможно. А без тепла и оставшиеся жильцы не смогут здесь остаться».
Заледеневший подъезд, который мужчины расчищают своими силами. Падение на бетонных ступенях может стать фатальным, особенно для пожилых людей.
Ни одного краника не поменяли
«Управляющей компании у нас нет последние шесть лет. Была УК «На Рабкоровской», но от нашего дома она отказалась. Дом старый, жильцов мало, проблем много. Последние шесть лет справлялись своими силами, но и в годы, пока была управляшка, ничего не делалось, ни одного краника не поменяли. А квитанции за капремонт до сих пор приходят. Сейчас, даже если трубу в подвале прорвет, аварийная бригада к нам не приедет. Городская администрация привлекла сейчас на помощь сотрудников УК «На Рабкоровской» и «Универсал», чтобы нам хотя бы электричество починили. Но пока они просто не могут понять систему, как здесь всё сделано. Каждый электрик, частник, приходил и делал по-своему. В итоге неразбериха. Проблем у нас по всем параметрам — полно. А дом до сих пор не могут признать аварийным», — рассказала корреспонденту жительница квартиры №45 Наталья Солончук.
«Как отмечают в окружной администрации, ранее все граждане были проинформированы о возможности временного размещения в бюджетном учреждении Омской области «Центр социальной помощи семьям с детьми (социальная гостиница)». По состоянию на утро 21 января все размещенные граждане покинули гостиницу. Погорельцам будет предложено временное проживание в маневренном фонде. Чтобы им воспользоваться, жильцам пострадавших квартир необходимо обратиться в департамент жилищной политики Администрации города Омска» — говорится в комментарии городской администрации к жалобе омичей в сообществе ВК «Омск Live».
Однако жильцы рассказывают немного другое: «и вот эвакуировали людей, поселили в социальную гостиницу. В воскресенье всех оттуда «попросили». Куда деваться дальше — не сказали. По родственникам люди разъехались. А из маневренного фонда жилья ещё никому и не предложили».
На подъезде размещены объявления с номерами телефонов, куда можно обратиться за материальной помощью и получить предметы первой необходимости. Матпомощь от мэрии составляет 25 тысяч рублей, соцподдержка от комплексного центра «Пенаты» — до 100 тысяч. В соседних от загоревшейся квартирах не уцелело ничего. В отдаленных, но тоже сгоревших, жильцы собирают вещи, которые могли сохраниться.
«Инициативных людей в доме немного. Жильцы некоторых квартир могут неделями без света и воды сидеть в случае поломок, но всё равно не обращаются в диспетчерскую. Так что и наша вина в этом есть. Не подали вовремя документы на признание дома аварийным, долго пытались справиться своими силами, когда от нас отказалась управляющая компания.» — добавила Солончук.
Таким образом, жителям дома придется некоторое время жить с ледяным гротом в подъезде и наблюдать сгоревшие до угля секции, где некогда жили их соседи. Пока дом не признают аварийным и не предоставят другое жилье, людям нужно получить помощь в восстановлении коммуникаций, чтобы дома было отопление, свет и вода.