Дом № 47а на Магистральной улице сильно отличается от соседних домов своей неухоженностью и унылостью. Двор пустой, не слышно детских голосов, общее впечатление заброшенности — ни скамеек у подъездов, ни урн, ни детской песочницы.
В доме три подъезда. Последний закрыт. Похоже, что в нем не осталось жильцов. Первый и второй подъезды обитаемы: открыты окна, слышны голоса и звуки кухни, в окнах горит свет. К слову, свет горит и в подъездах.
Мы поднялись до третьего этажа, дальше не пошли. Облупившиеся стены, строительная пена, которой наспех заделаны дыры, висящие провода, мусор на лестнице, старые потертые коврики у дверей, запах сырости — все это производит удручающее впечатление.
Видно, что жильцы до конца сопротивлялись разрушению дома, пытались наладить быт: многие поменяли окна на пластиковые стеклопакеты, кое-где даже не срезана монтажная пена.
Напомним, что этот дом 1960 года постройки был признан аварийным еще в ноябре 2021 года, расселить его постановили до конца 2028 года. Но вмешалась прокуратура. Ведомство через суд потребовало расселить здание, в котором опасно жить. В здании объявили режим повышенной готовности и ЧС.
Городская администрация начала исполнять судебное решение. По словам мэра Омска Сергея Шелеста, в июне специалисты департамента жилищной политики и администрации Советского округа совместно с представителями полиции приступили к обходу жителей дома № 47 А по улице Магистральной. Людям предложили переехать в маневренный жилой фонд.
«В настоящее время администрацией города Омска совместно с правительством Омской области проводит работу по поиску оптимального решения по скорейшему расселению дома с предоставлением постоянного жилья или денежной выплаты в соответствии с законодательством. Призываю граждан, живущих в указанном доме, не подвергать себя и своих близких опасности», — добавил градоначальник.
Некоторые семьи переехали из аварийного дома сразу, но были такие, кто остался. Корреспондент ТОП24 пообщался с омичкой Марией, которая проживает в этом доме четыре года.
«Нас выселяют! — с ходу сказала Мария. – Пока дают маневренный фонд, а дальше — неизвестно, что будет. Дают жилье на Степной и в Амуре, на Завертяева. Что за жилье, не знаю, нам его еще не показывали. Но кто ездил смотреть, остались недовольны, так как очень далеко — не добраться до работы, детей не увезти в детский сад и школу».
По словам Марии, жильцы аварийного дома опасаются, что если они переедут в маневренный фонд, то останутся без ничего: им потом не дадут ни новое жилье, ни компенсацию.
«Тому, кто не согласился на маневренное жилье, будет оформлена компенсация, — сказала Мария, — но нас это тоже не устраивает, потому что сумма менее миллиона, на эти деньги сейчас ничего не купить, даже комнату в гостинке без санузла и кухни. Пусть нам дадут адекватную сумму, чтобы мы смогли приобрести другое жилье».
В доме нет полноценных квартир, только секции на шесть комнат с общим санузлом и кухней. Но, по словам, Марии, соседи хорошие, все поддерживают порядок и чистоту. Есть семьи, которые живут в этом доме по 10 и более лет, некоторые купили жилье на материнский капитал.
Как поделилась женщина, четких сроков расселения пока нет. «Нам сказали не звонить, не надоедать. Как что будет известно, сообщат», — добавила омичка.
«В доме страшно жить, но у нас нет выхода — нам некуда съезжать. Это жилье у нас — единственное, — поделилась Мария. – Как сказали соседи, тараканы живут, мыши живут, значит, и мы будем жить».