Каждый из нас рано или поздно сталкивается с необходимостью решать различные юридические вопросы, будь то оформление самозанятости, вступление в наследство или отстаивание своих интересов в суде.
Корреспондент ТОП24 пообщался с юристом, правоведом, заместителем руководителя Омского отделения Ассоциации юристов России, руководителем юридической компании «Голендяев и Партнеры» Дмитрием Голендяевым. Гость портала дал ответы на вопросы, которые чаще всего могут возникнуть у человека, ни разу не сталкивавшегося с необходимостью погружения в юриспруденцию.

— Дмитрий Викторович, давайте поговорим о мифах и заблуждениях в правовой среде и оптимальных путях решения самых распространённых юридических проблем. Есть ли какое-то наиболее распространённое явление?
— За 10 лет юридической практики у меня сформировалось достаточно чёткое понимание того, что происходит в головах у людей. Благодаря большому опыту становится ясно, как решать вопросы, с которыми они к тебе приходят. Так получилось, что у нас в стране достаточно неправильное представление граждан о том, что происходит в судах.
— Почему так происходит?
— Во-первых, стоит сказать спасибо замечательным телепередачам, которые показывают цирк в зале суда. Понятно, что такие шоу замышлялись с благими намерениями: повысить правовую культуру, чтобы правовую культуру населения.
К сожалению, всё превратилось в то, что мы сейчас видим: цирк, где люди кричат друг на друга, дерутся, судья иногда нет-нет да и поучаствует в драке. Такое представление о происходящем в суде — большое заблуждение.
— Есть же и обратная сторона медали, которую нам показывает Голливуд?
— Да, с другой стороны, мы в фильмах видим американские суды, где адвокаты в дорогих одеждах читают стихи, выступают как в театре. Вот эта смесь какого-то скандала и театра — примерно то, что люди себе представляют.
Надо понимать, что это всё неправда, потому что суды рассматривают в первую очередь письменные доказательства, и ваша задача — внятно отстоять свою позицию, а чтобы это сделать, нужно хорошо подготовиться к суду, выбрать свою стратегию поведения и подкрепить её документами, а потом спокойно, быстро и лаконично изложить свои доводы. Этого достаточно, чтобы выиграть, если правда на вашей стороне, и никакие крики и театральные выступления здесь не помогут.
— Особенно они не помогут, если рассмотрение вашего дела идёт в упрощённом порядке.
— Всё верно, со всё более широким внедрением электронных систем некоторые суды по некоторым категориям дел рассматривают их вовсе без вызова сторон, не надо даже в суд приходить. Судья проверит, правильно ли изложены доводы, и выносит решение, исходя из позиций сторон.
— Дмитрий Викторович, а какие дела обычно рассматриваются в упрощённом порядке?
— В первую очередь — долги по ЖКХ, кредиты и другие дела, в которых нет спора о праве. Заявитель направляет документы в суд и просит взыскать сумму. Очевидно, что спора по такому вопросу быть не может, потому что оплата коммунальных услуг и кредитов — безусловное обязательство. Если одна из сторон не согласна с судебным приказом, она может направить в суд возражение, и тогда уже можно идти в процесс и отстаивать свою позицию на заседании. Если возражений нет — решение вступает в силу, а дальше уже идёт работа приставов.
— Бытует такое мнение, что юрист не может ошибаться. Так ли это?
— Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чем это обусловлено? Профессия сложная, и ты не можешь знать всё. Однако, как профессионал, ты обязан знать основные принципы, которыми руководствуется законодатель при написании закона, например, принцип справедливости, принцип ответственности, принцип возмездности. Если ты хорошо понимаешь суть права, ты можешь на большинство вопросов дать правильные ответы, даже не читая правовую норму.
— Чем ещё это обусловлено?
— Право, которое регулирует нашу жизнь, динамично. Появляются новые явления, например биткойн. Впервые про него услышали в 2012 году, а как регулировать его оборот, никто до сих пор не понимает. Кто-то говорит, что надо отдельный закон выпускать, цифровой кодекс, кто-то говорит, что биткойн — это предмет гражданского оборота, а у нас уже есть касающиеся их правила. В будущем эти отношения будут развиваться и как-то начнут регулироваться государством, возможно, появится новый кодекс, который суды будут применять.
А ещё появится очень много развилок, по которым можно будет наделать много ошибок. Спустя пару лет заявители дойдут до Верховного суда, а потом только ВС определит единую позицию для всех судов, как решать такой вопрос. Но пока этот процесс идёт. От момента появления биткойна до определения Верховным Судом соответствующей практики может и пройти 20 лет.
— Но ведь это касается и многих других сфер?
— Таких сфер очень много. Когда я только начал работать, появились страховки по кредитам, банки только-только придумали этот продукт, чтобы подороже продать свои услуги. Тогда практика была одна — тебе страховку навязали, ты её возвращаешь.
Потом практика была другая — суды поголовно отказывали всем. И уже только после этого в федеральном законодательстве появился период охлаждения в 14 дней. Как применять этот период охлаждения никто особо не знал, и этот вопрос тоже разрабатывался судебной практикой.
— А сейчас этот вопрос решён?
— Сейчас у всех уже есть чёткое представление. Проблема в том, что с тех пор прошло 10 лет. Возвращаясь к вопросу, конечно, юрист может ошибаться. Правовые нормы могут меняться раз в пару лет, ещё есть нововведения типа европротокола. Каждый суд трактует букву закона по-своему. Часть решения по судебным расходам может выноситься судами в разных регионах по-разному. А чтобы докопаться до абсолютной истины, нужно дойти до Верховного суда.
— Дмитрий Викторович, должен ли юрист знать абсолютно всё законодательство?
— Это миф. У юристов есть разные специализации, и они не просто так появились. В крупных правовых системах, типа действующей в США, очень удобно специализироваться на узких вопросах, потому что это можно использовать как рекламную фишку.
— Разве так не получится дойти до узкой специализации а-ля «подниматель пингвинов»?
— Допустим, что мы защищаем в суде интересы заводов по искам министерства экологии и природных ресурсов. Сколько у нас в городе промышленных предприятий? Рынок очень маленький, уходить в эту сферу в Омске не очень удобно. С другой стороны, я против широкой компетенции юристов.
— Почему?
— Есть коллеги, которые занимаются и корпоративными спорами, и кражами, и наркотиками, и во всём позиционируют себя как специалисты. Понятно, что это невозможно. Если ты занимаешься гражданским правом — ты можешь хорошо разбираться в каком-то конкретном сегменте. То же самое с уголовным и административным правом. Знать всё невозможно. Раньше я мог бы что-то посоветовать в других сферах по своим поверхностным знаниям в них, сейчас я за это даже не берусь, потому что наша сфера — это гражданское право, сопровождение бизнеса, арбитражные споры. И вот именно этим мы очень хорошо владеем.
— Есть ещё такое мнение, что юрист всегда защищает истину и восстанавливает справедливость. Насколько это правда?
— В суде спорят две стороны, и у каждой своя истина и своё видение справедливости. Кто из них прав? К счастью, законодательство достаточно подробно обозначает нам порядок рассмотрения спора. Нужно понимать, что закон был написан не для того, чтобы было хорошо каждому в отдельности, а для того, чтобы было хорошо обществу. По большому счёту ты должен мыслить не так, чтобы было хорошо только тебе, а так, чтобы это никому не вредило. Интересы отдельных индивидов могут быть ущемлены в интересах общества. Для кого-то законы могут быть несправедливыми, но зарегулировать какую-то сферу лучше законодатель просто не мог.
— Есть такой миф, что можно пойти в суд без юриста. Действительно ли можно?
— На самом деле это не миф. Действительно, отчасти суд доступен для всех. Что касается простых споров, например, если вы мне должны 10 тысяч рублей, конечно, не будучи юристом, я могу составить исковое заявление и подать его самостоятельно. Вопрос во времени. В принципе, обладая достаточным запасом времени и мотивации, можно самостоятельно подать документы в суд, но это если задача простая. Если чуть сложней, особенно если вопрос неочевидный — вам обязательно нужна помощь специалиста.
— А вот здесь чуть подробнее, почему?
— Судопроизводство — это не самый быстрый процесс. Во-первых, сложная задача правильно соблюсти все процедуры, во-вторых — задействовано очень много лиц, в-третьих — существуют свои правила по назначению заседания. Если вы неправильно посчитаете госпошлину, подадите документы не в тот суд или не то лицо уведомите, то суд либо оставит ваш иск без рассмотрения, либо без движения, а это ещё плюс полтора-два месяца на рассмотрение. То же самое с привлечением третьих лиц.
А через полгода, когда решение вступит в силу, денег, которые вы, скажем, мне должны, у вас уже может и не оказаться. Если вопрос нужно решить, а не поучаствовать в его решении, лучше обратиться к специалистам. Люди, которые уже набили достаточно шишек на юридических тонкостях, не будут повторять свои ошибки ещё раз, поэтому лучше доверить это им.
— Дмитрий Викторович, в народе бытует такое мнение, что юристы — жадные и корыстные люди. Правда ли это?
— Стоимость услуг юриста легко объяснить: любая сложная услуга не может стоить дёшево. Если тебе проводят операцию на открытом сердце, вряд ли её может провести любой желающий. То же касается юристов. Бесплатно ничего не бывает, но как определить грань дозволенного, что нужно учитывать при выборе юриста и оценке стоимости услуг? Есть критерии. Во-первых, сложность вашего дела. Если вам нужно взыскать всё те же 10 тысяч, то вы можете чуть ли не в бесплатной юридической консультации написать исковое заявление. А если у вас сложный корпоративный спор, где более 20 ответчиков, а количество томов с материалами переваливает за 40, то стоит обратиться к специалисту.
— Иными словами, люди с высокой компетенцией не могут работать за маленькие деньги?
— Нужно соизмерять сложность вашего вопроса и ответственность, которую берёт на себя исполнитель, с суммой, которую он называет. И я бы рекомендовал воздержаться от условных юристов за 1000 рублей, потому что деньги им нужны «прямо сейчас», а это уже сигнал. Возможно, заказов мало. А почему? Может, потому что надо работать лучше? Гонорар должен быть пропорционален пользе, которую ты получаешь, и сложности дела.
Ещё один совет — по вопросам до 10 тысяч рублей лучше к юристам не обращаться. Услуги будут стоить недёшево, плюс очень сильно подняли госпошлины в прошлом году.
— Ещё бытует вот такой миф, что правовые документы и контракты должны быть написаны на сложном юридическом языке.
— Всё зависит от того, зачем вам контракт. Я сталкивался с документами регулирования поставки и оказания услуг на предприятиях «Росатома», там договор на 180 страниц и столько же приложений, каждый процесс детально описан, это сложный бизнес-процесс. А если у вас какой-то процесс простой, то не надо усложнять договор.
Что такое отношения поставки? Я заплатил — вы привезли, и это можно просто описать на одной странице. У нас же кодексы есть, и они очень детально зарегулировали правила поведения в каждом конкретном правоотношении. Купля-продажа, поставка, услуги — всё это уже там есть и правила написаны весьма подробно. Поэтому не нужно их дублировать в договоре.
— А что происходит на практике?
— Недавно был случай, предприниматель скинул договор на 12 страниц на покупку 4 унитазов за 30 тысяч рублей. Зачем вам такой объёмный договор? Достаточно простого одностраничного. Но юристам же нужно большие договоры отдавать своим заказчикам, отрабатывать деньги.
— Дмитрий Викторович, возможно, некоторые заказчики хотят такие документы больше, чем сами юристы?
— С этим мы тоже сталкивались. Толстый договор выглядит намного солидней. С ним унитазы точно быстрее приедут. (Улыбается)
— Возвращаясь к насущным вопросам, что делать простым смертным при необходимости идти в суд?
— Мы с вами уже говорили об упрощённом порядке судопроизводства, поговорим об обязательном вызове в суд. Если вы участвуете в деле, вам обязательно должны прислать повестку, где указаны дата, время, адрес и судья, рассматривающей дело.
Что делать, если вы получили повестку? Вы должны сходить на почту с паспортом и попросить ещё какие-то письма, потому что если вам пришла повестка, то до этого вам стопроцентно приходило исковое заявление для ознакомления и, возможно, вам его не доставили. Лучше всего, имея всё это на руках, записаться на консультацию и посоветоваться со специалистом.
— Наверняка есть какие-то трудности?
— Чаще всего суды используют почту для извещения. Почтальон приходит к вам домой в рабочее время, когда вас нет, стучится и уходит обратно. В отчете указывает — неудачная попытка вручения. Он сделает так два раза, и вам повезёт, если он оставит уведомление в почтовом ящике. Чаще всего этого не происходит. Но вы по закону обязаны получать корреспонденцию по месту своего нахождения, и, если вы этого не делаете — это ваши проблемы, а иного канала связи суда с вами не существует.
— Чем это чревато?
— Дело могут рассмотреть в ваше отсутствие, потому что неявка является поводом вынести заочное решение, а если вы с ним не согласны — пожалуйста, попытайтесь его отменить. Второй момент — много дел рассматривается в упрощённом порядке. Вам направляется проект решения суда, если вы с ним не согласны — вы направляете возражение. А если вы его не получаете, то он вступает в силу и вам придётся платить даже по незаконному долгу.
— Дмитрий Викторович, и тут уместно вспомнить недобросовестных коллекторов.
— Да, этим часто пользуются недобросовестные коллекторы, которые выкупают долги по кредитным картам, идут в суд, и суд выносит приказ, даже если прошло 15 лет с даты получения кредита. Если ты его не отменил — придется платить. Так же бывает с кредитами, которые уже оплачены.
Существует сервис судебных уведомлений на сайте Госусулг. Нужно зайти на свою учетную запись и включить согласие на получение писем из суда. Кроме того, нужно зайти на сайт «Почты России», не полениться, внести туда все почтовые адреса, где вы были прописаны раньше и прописаны сейчас, потому что повестка может прийти на любой из адресов, к которым вы имеете хотя бы косвенное отношение. Но если вы на «Почте России» зарегистрированы, вам придёт уведомление в смс или в приложении.
— Дмитрий Викторович, ещё один животрепещущий момент — о моральном вреде. В кино и в роликах в интернете можно найти упоминания каких-то космических сумм, но ведь в реальности так не бывает?
— Вообще надо понимать, что такое компенсация морального вреда. Это физические и нравственные страдания, которые вы пережили из-за нарушения ваших прав. Физические страдания всем понятны, а нравственные — это, например, если тебя на публике оскорбляют и тебе неприятно. А компенсация, соответственно — это оплата перенесенных страданий. Как судье определить размер компенсации, насколько она должна быть большой? Если мы говорим о взыскании за телесные повреждения, то есть чёткая градация, какие страдания ты понёс. Это объективный критерий, потому что специально судмедэксперт эксперт оценивает степень тяжести повреждений. Сломанное плечо, например, это средний ущерб, разбитый нос — лёгкий. Всё зависит от срока восстановления после получения травмы.
— Есть ли какие-то другие факторы?
— При определении размера компенсации суд принимает во внимание другие объективные показатели, такие, как поведения причинителя после инцидента — просил ли он у пострадавшего прощения, предлагал ли деньги на лечение, компенсацию? Это всё влияет на размер присуждаемой суммы. С оценкой нравственных страданий сложнее. Если я публично оскорблю кого-нибудь на весь город, насколько сильно он обидится на меня? Но надо понимать, что тут нет баснословных сумм, какие озвучиваются в кино.
— Так же, как и с потребительскими спорами?
— В законе о защите прав потребителя говорится, что если твои права нарушены, то надо взыскать моральный вред независимо от того, причинен вред или нет. Впрочем, не стоит рассчитывать на такие суммы, какие мы видим по телевизору, потому что если, например, вас управляющая компания затопила, то это 10–20 тысяч, если кроссовки продали, а они порвались — 3–5 тысяч. Эта уловка часто используется не совсем добросовестными юристами, которые хотят подороже продать свои услуги, и обещают полмиллиона морального вреда и то, что вы им заплатите, якобы компенсируется с лихвой. На самом деле это не так, надо понимать, что чудес не бывает. Суды справедливы, и они должны сопоставить то, насколько сильно вы пострадали с тем, насколько сильно виноват ответчик. Если мы говорим о порванных кроссовках, то ущерб не велик и рассчитывать на большие суммы не стоит. Часто людям хочется получить моральное удовлетворение, выиграв суд, но исчисляется оно в рублях, а суммы там небольшие.
— Что ж, Дмитрий Викторович, спасибо вам за разъяснения.
— Пожалуйста.
РЕКЛАМА.
ИП Голендяев Д.В.; ИНН: 551503498502; Erid: 2W5zFJocwsW