Омичам предложили переехать из дома на Новосортировочной практически за город
— Такой хороший дом был — тёплый, уютный, всегда всё работало исправно. А если ломалось, быстро приезжали и всё чинили.
— Да бросьте вы! Такая духота, даже вытяжки нет. Мы тут задыхаемся. В подвале вода стоит, комары одолели. Окна трескаются, двери плохо закрываются — перекосило дом.
Мнения жильцов аварийного дома №23 на улице Новосортировочной по некоторым вопросам разделились. Но в одном они сошлись — уезжать в маневренный фонд добровольно не согласны. Во дворе трёхэтажного дома сегодня было собрание по случаю визита городской администрации. Людям советуют перебираться во временное жильё, ведь не далее, чем в минувшую пятницу, ночью, в одной из квартир на первом этаже обрушился пол в ванной и в туалете. Оставаться здесь дальше небезопасно.
Дом признали аварийным в июле 2017 года, а потому он не попал в адресную программу расселения до 1 сентября 2025 года — там оказались дома, признанные подлежащими сносу до 1 января 2017 года. Чуть-чуть не успели. Когда теперь людям дадут квартиры — неизвестно, очередь немаленькая.
Самый надежный способ из тех, что озвучивают жильцам представители администрации — обратиться в суд. По решению суда жильцам трёхэтажки дадут денег на покупку новой квартиры. Так что, выбор невелик — съезжать в маневренный фонд и ждать своей очереди на получение квартиры или компенсации, оставаться здесь и прислушиваться к каждому шороху, или идти в суд и надеяться, что там всё решится так быстро, как обещают власти. Но даже в последнем случае нужно где-то жить и ждать. Квартиры, предложенные мэрией, граждан не устраивают по одной простой причине — это очень далеко от места, где находится их прежний дом, возле которого сосредоточена вся их жизнь: работа, школа, больница. Из района «телевизионки» омичам предлагают перебраться в посёлки Загородный и Степной.
— А вы думали, что когда идёт расселение, вам в соседнем доме квартиры будут давать? — риторически спрашивает администрация. Кроме того, если у жильцов «аварийки» есть родня или другое жильё в Омске, маневренный фонд им не полагается, нужно пристраиваться по своим.
— Вот, в Усть-Заостровке у вас что?
— Земля…
— А дома там нет?
— Собирались строить…
Жёстко перелистывая страницы списка нуждающихся, туда вносят всё новых и новых людей, громко озвучивая фамилии собственников. Но, помимо семей с детьми, которых нужно как-то водить в школу, бабушек, которым регулярно нужно посещать поликлинику, и работяг, много лет ездящих на службу одним и тем же маршрутом, есть и лежачие пенсионеры, и инвалиды, которые не в состоянии собрать весь свой скарб и на старости лет перебраться из привычного места. Для людей это шок, неизвестность и страх. Страшно уезжать, но и оставаться тоже страшно.
Дом выглядит обшарпанным, но не «убитым». Во дворе растут цветы, бегают дети, гуляют кошки и собаки. Таких домов в Омске сотни. Далеко ходить не надо — на Новосортировочной, 17 дожидается расселения такое же в точности здание. Но есть нюансы. В «нашем» доме на первом этаже когда-то был магазин. В нулевых годах его закрыли, а к 2008 году на освободившейся площади построили семь квартир. Те, кто застал этап стройки новой жилплощади, говорят, что именно после этого дому и поплохело, всё-таки здание уже тогда было немолодым. Возраст дома в документах жильцов тоже выглядит неоднозначно — где-то он значится как 1953 года постройки, где-то 1956-го, а в новом варианте вообще 1965-го.
Когда на продажу квартир делали техпаспорт, износ дома оценили в 37%. Но, по словам жильцов, буквально несколько лет спустя износ этого же дома составлял уже более 70%. Кстати, одна из этих «новых» квартир в прошлую пятницу и рухнула. Жильцы проснулись от шума воды, пошли проверять, в чём дело, и увидели в ванной провал и оторванный «змеевик». Открыли дверь в туалет, и в этот момент унитаз провалился в подвал.
— Это всё ночью произошло, люди выбежали на улицу, в чём были. Представляете, спросонья такое увидеть? Уехали они в этот поселок Загородный, но только на одну ночь там остались и перебрались в съемную квартиру. Говорят, там ничего нет для жизни, оттуда не уехать и туда не добраться, даже такси туда не приезжает, — рассказывают соседи пострадавших.
В соседнем подъезде квартира на первом этаже обустроена по последнему слову уюта. Ничто не выдаёт в ней аварийности или запущенности. Там живёт бабушка, которая может передвигаться только с помощью ходунков, но своё гнездышко поддерживает в образцовом порядке. В ванной комнате — низкопольная душевая, всё необходимое в маленькой квартире находится под рукой. На стенах поклеены свеженькие светлые обои, на подоконниках аккуратные растения и вазы, в прихожей — современная крепкая дверь. Жить бы и жить.
Окно в комнате — бывший вход в гастроном, но это видно только снаружи. Никто из жильцов не предполагал такого исхода. Одна семья купила здесь квартиру за полгода до того, как дом признали аварийным. Да и то, механизм запустился после просьбы жильцов отремонтировать кровлю. Им сказали, что в этом нет смысла и посоветовали срочно обращаться «куда следует».
— В апреле мы начали собирать деньги на крышу, а комиссия приехала и сказала, что нам срочно надо отсюда выселяться. Но за эти годы расселили только четыре квартиры. Им дали денег, и кто-то купил себе на Московке другое жильё, а кто-то вообще из Омска уехал. А мы всё ждём. У нас на первом этаже стеклопакет треснул, плесень образуется из-за влаги этой. Но как мы уедем в маневренный фонд, если у детей тут школа, бассейн, художка? До начала учебного года осталось две недели…
Собственно, кровля так и осталась дырявой, а потому в квартирах на третьем этаже в июне стал разрушаться потолок от постоянных протечек. В комнатах стоят тазы в ожидании очередных осадков.
Из-за дождей и заболоченной некогда местности в подвале дома собираются грунтовые воды и размывают и без того шаткий фундамент. Влажные кирпичи, с которых ссыпается отделка, видно по всему периметру дома. Раньше воду регулярно откачивали, но после того, как дом признали подлежащим сносу, к его спасению перестали прилагать какие-либо усилия. Зимой вода в подвале замерзает, а летом вновь оттаивает, напитывая стены и деревянные перекрытия влагой.
И тем не менее, здание не угнетает своим видом. Здесь живут обычные люди, которые не знали, чем всё обернется. И до сих пор на сайте недвижимости висит объявление о продаже «тёплой трёхкомнатной квартиры в кирпичном доме. Рядом остановка транспорта, детский сад, школа, магазины.»