Владелец омского барбершопа BRITVA Артур Лейниекс рассказал свою историю
В конце мая 23-летний предприниматель Артур Лейниекс получил Премию 2ГИС, которую выдавали самым престижными и актуальным компаниям города. Награда досталась омичу за барбершоп BRITVA, которым он управляет последние два года. Интересно, что когда Артур выкупал бизнес у прошлых владельцев, заведение было убыточным. Потому его и продавали. А уже через месяц после “смены власти” прибыль стала расти, а в “Бритву” потянулись прежние и новые клиенты. Как прокачать бизнес, чем отличается барбершоп от обычной парикмахерской и почему “Бритва” стала так популярна, рассказал Артур Лейниекс в интервью с Тамарой Башаевой.
Артура я впервые увидела как раз на церемонии вручения Премии 2ГИС. Когда объявили победителей номинации «Красота» в категории «Лучший барбершоп», на сцену поднялся молодой стройный парень в костюме-тройке с идеально уложенными волосами и выражением лица известного актёра. Ещё тогда я решила, что с ним обязательно нужно познакомиться поближе – редкий типаж для наших широт. И дело, которым он занимается, достаточно редкое, не относящееся к классическим видам бизнеса.
Артур Лейниекс с супругой. Фото: пресс-служба 2ГИС
Для справки: барбершоп – это парикмахерская только для мужчин, где можно сделать стрижку, укладку, привести в порядок бороду, в том числе, убрать её опасной бритвой (классика жанра), сделать процедуры для лица и кожи головы, а также подобрать себе новый образ. Мастера, работающие в барбершопе, получают специальное образование и отличаются от парикмахеров-универсалов.
Барбершоп BRITVA на улице Ленина работает четыре года. Небольшое бьюти-заведение на пять кресел находится по соседству с рестораном «Монплезир» в историческом кирпичном здании. Оно было открыто по московской франшизе – там тема с барбершопами более популярна, потому что в столице большее количество людей привыкли следить за собой профессионально. В регионах эта сфера только набирает обороты. Наши люди привыкли к самообслуживанию, так что, в этом плане в Омске скорее предложение начинает рождать спрос, а не наоборот.
Артур Лейниекс приехал в Омск из Казахстана после школы, чтобы выучиться на одну из железнодорожных специальностей ОмГУПСа и поступил на направление «высокоскоростной наземный транспорт». У мамы и отчима Артура в Экибастузе был свой бизнес — завод по обточке железнодорожных колесных пар, и планировалось, что сын после вуза пойдёт по той же стезе. Вместе с Артуром в Омск приехала и тоже поступила в транспортную академию его девушка Оксана.
— Мы познакомились ещё в школе, в 11-м классе. Я после школы подал документы в несколько вузов в разных городах России и поступил на бюджет не только в Омске, но и в Новосибирске, и в Томске. Но Оксана решила, что надо в Омск, и я поехал с ней. Родители девушки тоже переехали сюда, и она жила с ними. Мы учились, следовали плану.
Но тут свои коррективы в обучение внес ковид, и всех студентов отправили на дистанционку. Там-то Артур и начал сомневаться в правильности выбранного курса.
— Сидя дома, я стал много работать через интернет. Устроился на американскую площадку Amazon в продажи. За месяц получалось зарабатывать по 350-400 тысяч. Я тогда жил на съёмной квартире, платил за неё 9 тысяч в месяц, покупал еду и в общем-то всё. Никаких особых потребностей у меня не было. На всё про всё в месяц тратил тысяч 20, а остальное откладывал. Самой большой моей покупкой в тот период стал, наверное, мощный компьютер. Но и его я брал для работы, это было оправдано. Так что за год я смог заработать неплохую сумму, — вспоминает Артур.
Потом Amazon стал недоступен для работы из России, и студенту пришлось искать новый источник заработка. Друг Артура в те же годы пошёл учиться на барбера, чем и привлек внимание будущего бизнесмена к этой сфере. Артур последовал его примеру. За два года после обучения отработал в нескольких салонах и в итоге оказался в «Бритве».
— Нельзя не сказать о том, что Оксана в те годы тоже замотивировала меня развиваться. Она визажист и стилист, работать начала даже чуть раньше меня. И, конечно, я должен был соответствовать. Через полгода после того, как я устроился в “Бритву”, прежние владельцы объявили о продаже бизнеса. В барбершопе было мало клиентов, от этого он закономерно не приносил желаемого дохода и под конец стал работать в убыток. Но у меня в голове уже тогда была чёткая картина, что нужно сделать, чтобы салон начал работать.
Перед тем, как выкупить бизнес, я приехал к маме и рассказал ей о своей идее. Моя мама — в жизни очень сильный человек, с характером. Она не держала меня в ежовых рукавицах, но и не баловала. У нас складывались дружеские отношения, и я всегда мог к ней обратиться, не боясь реакции. Меня не ругали за плохие оценки, хотя учился я “удовлетворительно”, да и вообще особо не ограничивали. Я занимался и спортом, и даже на брейк-данс когда-то ходил. Просто мама позволяла мне быть самим собой.
Когда я решил бросить учебу и уйти в бизнес, мама сказала только: “если ты уверен в своих действиях, то вперед”. Правда, намекала, что можно было бы всё-таки доучиться два курса… Но я знал, что за эти два года я смогу многого добиться в новой сфере и не сомневался. Так что я вложил свои накопления с «Амазона» и стал учредителем барбершопа BRITVA. С учёбой в университете пришлось попрощаться. Оксана тоже бросила вуз.
В тот же день, когда «Бритва» перешла к новому владельцу, из неё уволился ведущий сотрудник. Первое время воплотить все идеи по обновлению имиджа заведения Артуру было трудно. Оставшиеся накопления молодой бизнесмен потратил на рекламу, ремонт и сервис в своём новом заведении. В барбершоп пришли работать новые сотрудники, дело стало расти. Через месяц прибыль «Бритвы» выросла в два раза, а ещё через месяц – в три.
— Я стал учредителем барбершопа BRITVA в 2022 году и первое, что сделал – вложился в сервис. Улучшил зону ожидания, весь интерьер в целом доработал, купил новую качественную косметику для ухода за волосами и все расходники. Сервис очень много значит для посетителя. Когда человек чувствует, что ему комфортно в заведении, он обязательно вернется. Сейчас у нас есть крутая игровая приставка, большой телевизор, хорошая барная карта и много других мелочей, из которых складывается впечатление о посещении заведения в целом. Что касается мастеров, они проходят аттестацию в Москве и делают своё дело очень хорошо.
— Самое интересное, что у нас и раньше были хорошие стрижки. Но клиентов отпугивало низкое качество сервиса. Например, кофе. Подавали хороший зерновой кофе, но в обычной чайной кружке. В зоне ожидания стоял маленький телевизор и старый плейстейшн. Не было каких-то элементов в стиле заведения, чтобы люди чувствовали уровень и хотели возвращаться. Когда мы улучшили сервис, к нам вернулись люди, которые когда-то уже ходили в “Бритву”, а потом перестали. Мне очень приятно, что мы смогли зацепить людей и вернуть их в число наших постоянных клиентов.
Парикмахер и барбер – разные понятия. Даже процесс обучения на эти профессии отличается. Оказалось, что к мужским и женским волосам требуется разный подход. И в плане стрижек, и в плане других процедур. Артур не перестал работать мастером, после того как выкупил бизнес, и продолжает следить за процессом изнутри.
— Я считаю, что это плохая идея – покупать бизнес, в котором ты ничего не понимаешь, который тебе не нравится, и просто сидеть, ждать прибыли. Я рад, что прошёл в этом деле путь от мастера до бизнесмена и работаю с удовольствием. Мне нравится делать людей красивыми.
Возвращаться в университет и получать «вышку» Артур пока не намерен. Хотя учился хорошо и получал стипендию, в деканате студента упрашивали перевестись на заочное обучение и всё-таки закончить вуз. В жизни до барбершопа у Артура был план уехать работать в Германию. Но строить бизнес в России молодому предпринимателю понравилось.
— Я учил язык, собирался закончить транспортную академию, а потом подтвердить квалификацию за рубежом и работать там. В России с работой по той специальности, которую я должен был получить, дела обстоят неважно. У нас из высокоскоростного транспорта только «Сапсан», дальше эту сферу пока не развивают. Время на «подумать» мне дал карантин. И немного отойдя в сторону, я прям почувствовал, что это не моё, я больше не видел себя в этом.
Покупку бизнеса Артур называет удачной случайностью. На тот момент он уже успел поработать в этой сфере, понять, как она работает, увидеть сильные и слабые места.
— Я мог отучиться, сразу же открыть своё дело и быть управленцем. Но мне прям нравится, что я узнал всю внутрянку, что я не чужой человек в той сфере, которой управляю. Нравится эта франшиза, концепция. Сейчас у “Бритвы” очень выгодные условия для регионов, и за мной закреплены права на открытие новых филиалов в Омске. Так что, планирую расширять сеть. В Казахстане эта тема вряд ли так хорошо зашла бы. Там другой менталитет.
Кстати, ровно месяц назад, 8 мая, открылся филиал «Бритвы» на проспекте Комарова. Здесь барбершоп смог развернуться как следует – создать с нуля оригинальный интерьер, поставить больше кресел для посетителей, сделать зал для обучения новых барберов. Меня с первого взгляда покорил портрет Киану Ривза в старинном военном мундире.
Раньше я никогда не заходила в салоны, где делают только мужские стрижки, справедливо полагая, что не стоит вторгаться в пространство, где наводят красоту сильным мира сего. Но конечно, было любопытно, что там внутри.
Внутри оказалось вполне комфортно, лишней я себя не ощущала. Видно, что здесь продумывали всё до мелочей. Всё на своих местах, всё интуитивно понятно и логично. Наверное, как раз это и ценят мужчины.
— Многие знания о бизнесе я взял от своей мамы. Как я уже говорил, она вместе с отчимом вела бизнес в Казахстане, и я с детства впитывал информацию о том, как управлять своим делом, что такое деньги, как их зарабатывать, куда вкладывать. При этом, хоть мама и предполагала, что я, как и она, буду работать в железнодорожной сфере, всегда говорила мне, что помогать не будет, и всё нужно уметь делать самому. Эти знания я применил в своём нынешнем бизнесе.
Периодически Артур заходит в другие омские барбершопы, чтобы оценить уровень обслуживания. И отмечает, что в большинстве таких заведений “не парятся” и просто хорошо делают стрижки.
— Я считаю, что это фатальная ошибка. Мужчины тоже любят, когда за ними ухаживают. Любой, даже самый брутальный мужик, оценит, если ему предложат напиток, место на удобном диване и варианты для проведения досуга в ожидании своей очереди на процедуру.
И всё-таки, есть ощущение, что бьюти-бизнес в Омске порой подстраивается под средний арифметический запрос самих граждан. Если в Москве барбершопы BRITVA имеют уже более 130-ти филиалов, то у нас только недавно открылся второй. У нас в регионе мужчины привыкли уделять на уход за собой минимальное количество времени и денег. Многие ходят в одну и ту же парикмахерскую чуть ли не с детства и делают одну и ту же стрижку на протяжении многих лет. Это вопрос элементарной любви к себе, считает Артур.
— Конечно, мы никого не заставляем. Но я советую хотя бы один раз посетить барбершоп. Вы придёте, мы угостим вас виски, проконсультируем по моделям стрижек и другим услугам. Этот поход должен быть расслабляющим и приятным времяпровождением. Да, остаётся огромное количество мужчин, которые всю жизнь ходят в “социалки” (сеть социальных парикмахерских прим. ред.) и их не затащишь никаким сервисом. Но я видел людей, которые менялись на глазах после посещения салонов другого уровня. Мужчины начинают по-другому одеваться и совсем по-другому себя чувствовать, становиться увереннее.
Как ни странно, такой бизнес, как у Артура, хорошо приживается не на крупных проспектах, а в спальных районах с новостройками. Предполагается, что человек может выйти из дома и в шаговой доступности найти всё необходимое, в том числе и парикмахера. Это ещё одна особенность именно мужского салона. Девушки могут поехать к своему мастеру хоть на другой конец города. Мужчины же чаще идут туда, где поближе. Ищут в поисковике, где выше рейтинг, и идут наводить красоту. Поэтому, место для нового филиала “Бритвы” было выбрано неспроста — Левобережье Омска продолжает активно застраиваться, и новым жильцам микрорайонов понадобится “навести красоту”. Да и постоянные клиенты частично перебазировались на новое место, поближе к дому. Со временем, (а первая мужская парикмахерская открылась в Омске около десяти лет назад), всё больше людей проникаются идеей повседневной эстетики.
— Я планирую открыть ещё три филиала в разных районах Омска и дополнительно уйти в новую сферу — открыть массажные салоны. А параллельно думаю заходить в другие регионы. В Тюмень, например. Хороший развивающийся город, конкуренция там небольшая пока что. Бизнес очень быстро растёт. На Ленина мы уже достигли потолка по обороту, там полная запись на каждый день. Здесь, на Комарова, мы тоже сделали хорошую выручку за первый же месяц. Это при том, что у нас средний ценник по городу. Но для меня этот бизнес, в общем-то и не про деньги. Как я уже говорил, мне просто нравится, что мы делаем людей красивыми и счастливыми. От маленьких детей — молодых джентльменов, до взрослых людей любых профессий и мировоззрений. И конечно я рад, что мы открыли свою академию и учим новых сотрудников для развития сферы в регионе в целом.
Свободное время Артур уделяет семье. Девушка Оксана, с которой он когда-то приехал в Омск, стала женой. Сейчас пара воспитывает дочь Эмилию.
— Сейчас нашей дочке уже полтора года, мы работаем в любимых сферах, путешествуем. Оксана вышла на работу через полгода после роддома. Хотя я говорил, что она может вообще больше не работать, финансы это позволяли. Но ей нравится работать. Никаких споров у нас по этому поводу нет. Она занимается девочками, а я — мальчиками (смеется). Так вот всё и сложилось.
О переезде из Омска, и тем более из России, молодой бизнесмен не помышляет. Артур считает, что здесь гораздо легче строить бизнес, чем в Казахстане. В России выше налогообложение, но гораздо ниже стоимость аренды и выше прайс на услуги. С точки зрения бизнеса, это всё же плюс. Сейчас Артур с женой ждут, когда в “Зеленой реке” достроится дом, чтобы переехать из съёмной квартиры в свою.
— Из-за климата думал переехать в Краснодар, но мы решили что лучше ездить куда-нибудь зимовать. В Омске хорошо, я к нему привык. Сейчас у меня есть руководитель, который уже сейчас занимается практически всем, только согласовывает со мной. Так что, если уезжать на время, ничего страшного не случится.
Самыми главными факторами успешного бизнеса Артур считает рекламу, хорошую коммуникацию с сотрудниками и любовь к своему делу, умение просчитывать и планировать многое наперед.
— Вплоть до дверных ручек, полочек, подключения интернета и телефона, своевременного ремонта. Все мелочи, которые могут показаться несущественными, требуют учета. Я сейчас разбираюсь во всех деталях — в электрике и сантехнике, в отборе персонала и разработке программы лояльности. Без этого никуда.