На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору

Автор статьи
Тамара Башаева
Фото: Тамара Башаева

Историю швейной мастерской «Залесов и Скок» рассказал предприниматель Роман Залесов

Чуть больше десяти лет назад Роман Залесов решил, что не хочет больше работать в найме и совместно со своей подругой Юлией Скок решил открыть собственное дело. В 2012 году омичи занялись изготовлением галстуков-бабочек, но тогда даже не предполагали, что будут шить одежду для бизнесменов, политиков, актёров и других людей, которые ценят стиль и качество. Дело началось с маленькой комнатки на улице Пушкина. Сейчас в России две мастерских Романа и Юлии – одна в Омске, в здании «Шебалинки», вторая – в Москве. Что такого особенного в этом месте? Почему именно швейная мастерская? Об этом предприниматель Роман Залесов рассказал корреспонденту Топ24 Тамаре Башаевой.

Никаких разговоров по работе без свежего кофе

В глубине светлого помещения мастерской вовсю идет процесс – портные и закройщики поглощены работой. С характерным громким звуком, будто едят яблоко, портновские ножницы откусывают лоскут ткани, выверенными движениями скользит по полотну тяжёлый утюг, мерно постукивает швейная машинка.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

Роман Залесов работает прямо в помещении мастерской. Слева от входа стоит белый стол с тонким ноутбуком, чашкой воды на подставке и папками с образцами тканей. В этом ощущается особый подход предпринимателя к своей работе: кажется, что стоит ему появиться в мастерской, и работа сразу же начинает спориться. Высокий и стройный 36-летний Роман, одетый в тёмно-синие пиджак и брюки, белую рубашку и полосатый галстук в тон костюму, выходит из-за стола встречать гостью.

У нас тут итальянская философия, — улыбается Роман, — никаких разговоров по работе без свежего кофе.

На этих словах бизнесмен ненадолго меня покидает, через некоторое время начинает многообещающе шуметь кофеварка. Я тем временем гуляю между стеллажами, чтобы рассмотреть поближе экземпляры раритетных утюгов, один из которых в былые времена заправлялся настоящим углём. Здесь они стоят, как символы и утяжелители для кипы книг по швейному делу. 

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

У стеллажей стоят вешалки на манер театральных, где рядами развешаны рубашки, брюки, жилетки и другие вещицы. На стене около большого зеркала установлена напольная вешалка-манекен с шинелью, пошитой из толстого военного сукна. Суровая, прочная вещь, в которой даже манекен приобретает офицерскую выправку.

Такие шинели – это наше ноу-хау. Мы освоили этот пошив ещё 10 лет назад, когда выяснили, что на складах до сих пор хранится огромное количество шинельного сукна, которым можно ещё одну армию одеть, — поясняет Роман, пока занимается приготовлением кофе, — и тогда мы стали шить пальто, бушлаты, и, собственно, шинели. Они пользуются большим спросом. В этом сезоне мы сшили уже четыре таких пальто.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

Атмосфера этого помещения такова, что мне кажется — это не просто мастерская и не просто работа — это настоящее вместилище творческого духа, упорядоченного, но не укрощенного.

Мы скорее ремесленники, а не творческие люди, — будто читает мою мысль Роман, — родители всю жизнь работают специалистами в сфере железнодорожных перевозок. Мама и папа познакомились в новосибирском институте, на четвертом курсе поженились, а на защиту диплома мама пришла уже на последнем месяце беременности. С моей сферой родители никак не связаны, но для своего хобби мама берет у меня лоскутки ткани. Она увлекается пэчворком и создает классные коврики, накидки, пледы, чехлы. Так что, у нас безотходное производство.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

С самого начала в бизнес была заложена идея о благородстве. Роману и Юлии хотелось шить вещи из хороших тканей, которые будут сидеть по фигуре и не нуждаться в доработке, как это бывает с готовой одеждой из магазина. В школьные годы бизнесмен носил костюмы только как элемент униформы. В период своей работы в медиа, Роману стало просто необходимо соответствовать профессии и выглядеть представительно, встречаясь с гостями на радио, а потом и на телевидении. Тогда футболку и джинсы пришлось сменить на что-то более серьезное. Но оказалось, что найти подходящую вещь — это большая проблема.

Я высокий, руки длинные, плечи широкие, а талия узкая. Нестандартная фигура, на которую не так просто подобрать рубашку. В итоге или рукава короткие, или в плечах жмет, или висит, как на вешалке. Так что, встал вопрос об индивидуальном пошиве.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

Мысль о собственном бизнесе появилась не в этот момент, а уже позже. Из Омска Роман уезжал учиться в Прагу, а по возвращении снова пошёл работать на телевидение. Зарплата оставляла желать лучшего и была даже меньше, чем за два года до этого.

У меня полтора высших образования — окончил ОмГУПС по специальности Вагоны и ещё международные отношения в Высшей школе экономики в Праге, — объясняет Роман, — но там я не доучился.  Вернулся, потому что с Юлей начали встречаться, да и не нашёл я себя в Праге. У Юли, кстати, образование — ОмГУПС по специальности «Управление персоналом».

Роману и Юлии пришла идея шить аксессуары. Те самые галстуки-бабочки. Настоящие. Которые завязываются, а не застёгиваются сзади. С телевидением (будущий предприниматель работал на “12 канале”) было покончено и пара с головой ушла в свой бизнес. Со временем заказчики стали интересоваться – когда же появятся рубашки, с которыми можно носить приобретенные галстуки? Для этих целей Роман и Юлия сняли небольшое помещение на улице Пушкина – всего 30 квадратных метров. Купили оборудование и начали работать.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Первая мастерская на Пушкина. Фото из архива Романа Залесова

Чуть позже из этой комнатушки перебрались на Богдана Хмельницкого, где проработали около года, а в 2016 году обосновались на нынешнем месте – в здании музыкального училища им. Шебалина.

Мы участвовали в аукционе, честно выиграли это помещение. Мы добросовестные арендаторы, исправно платим деньги в городскую казну.

Как неопытные предприниматели, мы наступали на абсолютно все грабли

Точка входа в бизнес была сравнительно небольшой – это огромный плюс, за счет которого мастерская что в Омске, что в Москве, ни одного месяца не работала в минус. По сути – нужно было найти помещение, обосноваться, начать принимать заказы, выполнять их и получать прибыль.

Мы, как неопытные предприниматели, наступали на абсолютно все грабли, которые только можно встретить на пути. Сначала арендовали помещение, потом додумались купить мебель, потом вспомнили про оборудование. Сидим и думаем – почему денег не прибавляется? А, наверное, нужно мастера нанять. Я, конечно, утрирую, но начало бизнеса было приблизительно таким, — смеется Роман.

В Москве мастерская открывалась совсем иначе. Осознанно, с чётким планом. Предприниматели заранее оповестили об открытии всех знакомых омичей, к тому моменту перебравшихся в столицу. Помимо друзей, в новое место подтянулись и прежние клиенты. Например, Артем Михалков, сын Никиты Михалкова.

Назвать список всех известных посетителей мастерской Роман не смог, потому что это конфиденциальная информация, сродни врачебной тайне. Но около шести лет назад, в канун 2019 Нового года, праздничный смокинг в мастерской «Залесов и Скок» пошил себе губернатор Омской области Александр Бурков.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: официальная группа Залесов и Скок «Вконтакте»

Несколько лет назад Роман с Юлией давали интервью омскому предпринимателю Виктору Шкуренко. Бизнесмен тогда пообещал, что и сам вскоре придет в мастерскую, чтобы сделать заказ.

Да, после интервью Виктор действительно стал нашим клиентом, почти сразу. Мы для него сшили несколько рубашек, костюм, непарный пиджак, осенний тренч. Он раз в полгода к нам приходит. Мне кажется, из верхней классической одежды, у Шкуренко сейчас всё из нашей мастерской. Он из той категории клиентов, с которыми просто всегда приятно пообщаться, — поделился Роман.

Трёхбортный пиджак

Галстуки «Залесов и Скок» продолжают выпускать по сей день. Это одна из вещей, которая приносит стабильный и уверенный доход. Помимо производства в Омске, часть заказов отшивается в Италии, аксессуарный ряд все эти годы расширяется. В 2022 году изделия стало возможным приобрести на «Озоне».

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

Это всё благодаря стараниям Юли. Сегодня у меня три отгрузки на “Озоне”. Каждое утро, когда только просыпаюсь, я сразу открываю приложение и смотрю, что за ночь продалось. Вот, сегодня отправляем двое подтяжек в Таганрог, ещё одни подтяжки в Москву и туда же галстук.

На маркетплейсах сложно продавать дорогие товары, потому что у людей эти площадки ассоциируются с распродажами. Этот момент был учтен и поэтому на маркетплейсе изделия от “Залесов и Скок” иногда продаются с хорошей скидкой.

Сначала продажи шли тяжело. Мы, как дети, радовались каждой заказанной вещи. Все карточки для товаров заполнялись в ручном режиме. “Озон” очень требователен к описанию и составу товара. А у нас одних только галстуков – чистая шерсть, шерсть с кашемиром, шерсть с шёлком, чистый шёлк, лён, хлопок со льном. Если описание не совпадёт, нам об этом напишут и испортят статистику отзывов. А у нас сейчас почти все отзывы – 5 звезд. Почти, потому что нашелся один заказчик, которому не понравилось качество шёлка, и галстук он оценил в единицу по пятибалльной шкале. Сказал, что шёлк хуже, чем у брендовых галстуков. Но дело в том, что материал был точно такой же – шёлк покупали в Англии и отшивали всё вручную. Возможно, этот заказчик был из числа хейтеров.

Тем не менее, клиенты крайне редко остаются недовольными. В качестве издержек отрасли, иногда попадаются люди, которые сами не могут объяснить, чего они хотят. Или требуют сшить вещь так, как её не принято шить. За 11 лет работы в мастерской сформировался список таких клиентов, с которыми здесь не работают.

Мы с Юлей это называем «трёхбортный пиджак». Есть однобортные, двубортные пиджаки. А трёхбортный – это внутреннее представление клиента о заказе, который невозможно воплотить по вполне объективным причинам.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

 «Почему вы такой прекрасный?!»

— воскликнула за моей спиной посетительница мастерской, заглянувшая оставить заказ прямо во время нашего интервью. Так что, я стала живым свидетелем диалога между парочкой омичей и мастером, знающим своё ремесло от А до Я.

— Это состояние я люблю больше всего – признаётся Роман, — когда к нам один за другим приходят клиенты и делают заказы. Многих я знаю уже не один год, люди возвращаются. Я про каждого помню, что мы шили в прошлый раз и стараюсь подбирать для людей что-то новенькое, чтобы не повторяться.

Каждый профессионал своего дела использует свои знания и в свободное от работы время. Подмечает детали в прохожих, в технических и дизайнерских решениях. Как часто мастеру по пошиву одежды бросается в глаза повседневный гардероб омичей?

Мужчины в России одеваются плохо. Всё делается по остаточному принципу. Девушки и женщины, конечно, гораздо лучше за собой следят. Но мы никого не пытаемся переубедить. Я людей никогда не осуждаю. Кто созрел, дорос, тот приходит к нам. И зачастую можно начать с самой простой вещи, чтобы больше никогда не пойти в магазин. Это может быть однотонная голубая рубашка, но по вашим меркам, с нужной посадкой, с какими-то деталями. Таким способом взращивается любовь к себе и самоуважение. Мы не просто делаем красивые вещи для каких-то абстрактных людей – мы работаем для тех, кто знает себе цену.

К слову, о ценах. Сейчас пошить себе рубашку в мастерской у Романа и Юлии стоит порядка 16 тысяч рублей, джинсы — 20 тысяч, жилет — 28 тысяч, брюки — 35 тысяч, костюм или пальто — 80-100 тысяч, в зависимости от того, как будет сшита вещь — по меркам, или на заказ. Срок выполнения заказа — 20-35 дней на джинсы, 35-45 дней на остальное.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

В мастерской «Залесов и Скок» используются советские учебники по швейному делу, где подробно рассказывается о технологии изготовления вещей. Портновская школа в Советском Союзе была достаточно сильной. И, пусть простым гражданам не хватало разнообразия цветов и фасонов, в ателье можно было сшить по-настоящему качественную, хорошую вещь. 

У нас произошла подмена понятий. Раньше в ателье ходили отшиваться партийные работники, спортсмены, артисты и другие публичные деятели. Это было заведение высшего уровня. Ателье – звучало гордо. А мастерские занимались как раз тем, что подшивали брюки, реставрировали одежду, меняли молнии на куртках. Сейчас всё наоборот.

Курьёзный случай произошел, когда «Залесов и Скок» дали рекламу в 2ГИС. На сайте не было категории «пошив мужской одежды по индивидуальным меркам», поэтому была выбрана категория «швейное ателье». Посыпался шквал звонков с просьбами то юбку сшить, то оверлоком воспользоваться, то шторы смастерить. После этого рекламу пришлось снять.

Так что, Роман намеренно не использует понятие «ателье» в отношении своего бизнеса, а называет его «мастерская».

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

Как только начнем шить ерунду, мы себя дискредитируем

Сейчас по заказу омичей большое количество продукции с фирменным логотипом шьётся в Китае. И нет, это не означает, что качество вещей на выходе получается хуже. За рубеж заказ отправляется с индивидуальными мерками каждого заказчика, из других стран, в частности, Италии, доставляется ткань. Это делается не с точки зрения стоимости услуг, ведь логистика требует больших вложений. Но это сотрудничество даёт возможность выполнять больше заказов. Некоторые вещи приходят из Китая в виде «полуфабриката» и дорабатываются в Омске после финальной примерки с заказчиком.

Многие именитые бренды шьют вещи в Китае и не скрывают этого. На эти заказы ориентировано производство нескольких фабрик, всё выполняется качественно, из хорошей ткани. Полтора миллиарда китайцев сделают для вас что угодно, нужно лишь дать чёткие указания и проконтролировать исполнение. На каждом изделии есть наша фамилия. Как только начнем шить ерунду, мы себя дискредитируем. Так что, «Залесов и Скок» — это знак качества. Для этого нужна максимальная вовлеченность в процесс.

А можно ли запустить в России массовое производство качественных вещей в плане импортозамещения? Чтобы наши бренды нисколько не уступали в качестве Англии, Италии и другим странам?

Уже лет десять ведутся разговоры об импортозамещении. С тех самых пор, как Россия попала под ощутимый пакет санкций. Но до сих пор все мужчины, которые хорошо зарабатывают, предпочитают носить итальянские костюмы и ездить на европейских и американских автомобилях. В базовом сегменте китайские авто сейчас популярны, но премиальные машины почему-то никто пока не покупает.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

От безделья я устаю намного больше, чем от работы

Во время нашей беседы я узнала много удивительных вещей. Например, что не обязательно утюжить рубашку до тех пор, пока на ней не останется ни складочки. В представлении итальянцев, сминаемость ткани, это признак натурального состава, и не считается за дурной тон, а даже совсем наоборот. А ещё, что из натуральной шерсти можно сшить летний тонкий пиджак и в нём не будет жарко.

За январь и февраль в Омске «Залесов и Скок» получили более 80-ти заказов. Чтобы было понятно, в какие энергозатраты это встаёт, Роман рассказывает о своём распорядке дня.

Мой рабочий день начинается в семь утра. Я просыпаюсь и сразу проверяю уведомления от «Озона», от китайской фабрики, которая вообще никогда не спит. Не вставая с кровати, беру ноутбук и приступаю к работе. Потом приезжаю в мастерскую, общаюсь с заказчиками, слежу за процессом. Вечером еду отправлять заказы. Даже в отпуске я остаюсь на связи с заказчиками. Если остаётся свободное время, я трачу его на спорт. Зимой — лыжи и сноуборд. Летом — тренировки и настольный теннис. Люблю шахматы и квизы. От безделья я устаю намного больше, чем от работы.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева

Эту свою особенность упоминают многие успешные предприниматели – что они просто не могут сидеть без дела. Когда Роман работал на радио, в передатчик ударила молния и вещание прекратилось. Сотрудники каждый день приезжали в студию и ждали, что всё вот-вот наладят, и можно будет работать, но оборудование починили лишь через неделю. К концу этой недели все взвыли от скуки и были счастливы, когда вещание, наконец, возобновилось.

Вдохновение для работы мастер находит в театрах, музеях, на кинофестивалях, которые он регулярно посещает. Романа привлекает современное искусство, соцреализм, классическая живопись. «Зацепить» может колористика, в которой выполнена картина – так может появиться дизайн для новых аксессуаров. Например, в планах на будущее – напечатать на ткани собственные узоры и создать свою коллекцию нагрудных платков с сибирскими мотивами.

А ещё Роман мечтает когда-нибудь снова поработать на радио и вести там свою авторскую программу. Но отмечает, что сейчас нет такой радиостанции, на которой он хотел бы выходить в эфир. Поэтому у бизнесмена есть мысли создать свою радиоволну.

На прощание Роман Залесов рассказывает о небольшом суеверии, которое применяет в своей работе.

Я никогда не готовлю чехлы, пакеты и коробки для аксессуаров и вещей перед тем, как за ними придет клиент. Для меня это плохая примета. Если чехол наготове, а я мысленно представляю, как отдаю заказ, то может выясниться, что с момента последней примерки человек похудел, или поправился, и кое-что приходится переделывать. Такие дела.

На чувстве стиля: как бизнес омичей вырос с пошива бабочек до костюма губернатору
Фото: Тамара Башаева
Это будет Вам интересно
Как заказать торт для детского праздника в Санкт Петербурге