Молодой омич в пандемию открыл компанию по перетяжке мебели и за два года добился успеха
Сегодняшний гость нашей рубрики «Как я заработал миллион» — Алексей Бутенко. Бизнес Алексея начинался с небольшого гаража и инструментов, взятых взаймы у друзей. Основатель и директор компании по перетяжке и изготовлению мебели «Как новенький» рассказал нам, как всего за четыре года дело выросло до масштабного производства и какой была его жизнь до бизнеса.
— Алексей, ваша семья из Омска? Кем были родители?
— Мама всю жизнь работала и работает в медицине. Сейчас работает медсестрой в стоматологии. Отец был судим за воровство, год провел в тюрьме, потом они с мамой стали жить вместе. Я родился в 1996 году. Папа работал в строительной сфере, был сначала отделочником, потом снабженцем. Жили небогато, но на всё хватало. Когда мне было 14 лет, родители развелись, и мы с сестрой остались жить с мамой, стало труднее. Сейчас я понимаю, каких сил маме стоило нас воспитать. Она до сих пор обожает свою профессию, я ей горжусь. А с отцом мы больше не общаемся.
— Значит, нельзя сказать, что работа отца стала каким-то примером и для вас?
— Точно нет. У отца никогда не было «предпринимательской жилки», хотя он был очень рукастым. За что он ни брался, всё получалось сделать, отремонтировать. Может быть, только это мне и передалось.
— А что у вас в детстве лучше всего получалось? Ранние таланты, так скажем.
— Я всегда был очень аккуратным, кропотливым и усидчивым. Увлекался модельками автомобилей, красил их, разрисовывал. Потом на судомодельный спорт ходил, собирал корабли в миниатюре и меня всегда хвалили за эту точность исполнения. Научился паять, работать с деревом. Хорошо рисовал, даже сейчас эти картины сохранились. Затем я влюбился в легкую атлетику, быстро влился и много лет занимался. Участвовал в соревнованиях, получал призы. Из спорта пришлось уйти из-за травмы на первом курсе, теперь только для души бегаю, в марафонах участвую.
— Эти навыки пригодились вам в работе?
— Два качества – усидчивость и склонность к спорту в совокупности научили меня быть дисциплинированным, спокойным и добиваться своего.
— Со школьными и университетскими друзьями сейчас общаетесь?
— У меня есть друг, с которым мы с первого класса вместе, дружим семьями. Прихожу в свою школу №94, которую окончил в 2014 году, с учителями общаюсь. Учился я средне, пятерки получал в основном за уроки физкультуры и труда. Мама всё переживала, что я с такими результатами никуда не поступлю, но меня взяли в Аграрный на бюджет, где я уже совсем по-другому начал к учебе подходить. С ребятами из универа связь поддерживаем лучше, один одногруппник работает сейчас в моей же компании, мы отлично общаемся. Ещё есть одногруппница, которая начинала с ресничек и перманента, с маленького салона, но выросла прямо на моих глазах. Сейчас у неё в Омске действующий бизнес, сотрудники в подчинении, она выступает спикером по всей России и за рубежом.
— Вы говорите, что с вами работает одногруппник. Не мешает дружескому общению?
— Я многое слышал о том, что не рекомендуется строить бизнес с друзьями и родственниками. Почти все предприниматели об этом говорят. Но у меня, например, тетя работает менеджером, у нас полное взаимопонимание и мы разделяем отношения в работе и в семье. Так же и с одногруппником. Исключение из правил, когда всё срослось.
— А когда вы впервые подумали о том, что пора зарабатывать деньги? Что послужило толчком?
— Первые мысли появились ещё в школе. Когда родители развелись, жизнь тоже разделилась на до и после. Маме было тяжело, она устроилась на вторую работу, но денег всё равно не хватало. Тогда я пошел на стройку разнорабочим, это был 2010 год. И несмотря на то, что мне было всего 14 лет, справлялся лучше некоторых. За месяц платили 14 тысяч, это был мой первый заработок.
— На что потратили?
— На учебу. Нужно было купить форму, одежду, канцелярию. Потом ещё немного подработал и купил телефон. И после этого я старался у родителей денег не брать и по возможности помогать сам. Работал на автомойке с 14 лет до первого курса университета.
— Но ведь хотелось чего-то большего? Чего?
— В универе я начал заниматься ремонтом сотовых телефонов. Покупал их на «Авито», приводил в порядок и продавал. Выходило немного. Потом нашелся единомышленник, с которым мы открыли точку по ремонту телефонов, арендовали ларечек в магазине. Опыта вообще не было, я в основном занимался разблокировкой iPhone или учетной записи iCloud, помогал мастеру. Получалось уже побольше, около 30-ти тысяч, для 2014 года это неплохо.
Но внутренне я уже чувствовал, что хочу сам влиять на свою работу, сам всё придумывать, решать. Поэтому на телефонах я долго не проработал и какое-то время размышлял — куда дальше?
— И куда же?
— Уже на третьем курсе мне пришла идея точить ножи. В Омске эта ниша была практически не занята. Я купил хороший камень, потренировался на домашних ножах и подал объявление в интернете. Заказы пошли, мне домой приносили ножи, я их точил. Но чтобы сделать что-то более масштабное, денег не было. Я сидел и расписывал — сколько нужно наточить ножей, как найти новых заказчиков? У меня до сих пор сохранилась в записях эта стратегия по добыче денег.
Но ходить по квартирам, как в 90-е, и предлагать услуги я не стал. Поэтому от ножей я перешел к рекламе и маркетингу. Меня тогда привлекло объявление в интернете о подработке по 3 часа в день, там нужно было делать рекламу, раскручивать странички, заниматься оформлением. Так я проработал весь 4-й курс универа и ещё год после получения диплома. Хотел открыть маркетинговое агентство, но понимал, что опыта бы мне не хватило. По специальности предлагали зарплату 20-25 тысяч, и поэтому я пошел работать на мебельную фабрику «Дивайн». Там мне сразу понравилось – все работают, шуршат.
— Чувствую, мы всё ближе к старту вашего предпринимательства…
— Ещё не совсем. Опыта работы в этой сфере не было и поэтому меня взяли только на формовку. Я обклеивал поролоном готовые мебельные каркасы, которые потом шли на обивку и сборку. Но мне нравилось и это. Аккуратно, правильно, монотонно всё клеить. Работал с удовольствием, даже задерживался, а в конце месяца получил 12 тысяч рублей. В 2018 году, между прочим. А я уже жил с девушкой, своей будущей женой. Нужно было за квартиру платить, кушать что-то. Девушка меня поддержала, сказала потерпеть, посмотреть. Я стал работать быстрее, не теряя аккуратности, по скорости обошел своих коллег и стал зарабатывать больше. Потом меня взяли на обивку, а параллельно узнали, что я понимаю в маркетинге и попросили помогать и в этой сфере, оценили и этот мой талант. Дошло до того, что мне дали выбор – идти в офис маркетологом или остаться на производстве. Я выбрал второе и в 2019 году стал руководителем производства.
— Получалось? С подчиненными отношения как складывались?
— Не очень. Я старался активничать, внедрять новое, но никаких новшеств люди не хотели и сопротивлялись. Потом наступила пандемия и нужно было срочно что-то решать с работой, потому что зарплата опять упала. Я уже умел руководить, понимал, как заниматься рекламой, на производстве всё получалось, но мысль не оформлялась. Пока на производство не пришла женщина со стулом, который попросила перетянуть. Даже ткань принесла. Я согласился, всё сделал, и она мне дала 500 рублей, как я ни отпирался. В этот момент пазл сошелся. Я пришел домой и стал анализировать. Конкуренция по перетяжке мебели в Омске небольшая. Да, есть лидеры, но и у них я видел проблемы – соцсети не ведут, могут нахамить клиенту, трубку не взять, или через два дня ответить. И я понял, что смогу здесь добиться успеха.
— Каким был путь от идеи к реализации?
— На фабрике я хорошо общался с одним из обивщиков и рассказал ему о своей идее. Мы стали думать уже вместе. Денег лишних вообще не было. Начало пандемии, у товарища беременная жена, зарплаты задерживают. В итоге насобирали инструментов по друзьям, у себя дома, скинулись на рекламу. Я создал группу, настроил трафик, и мы начали работать, перетягивать мебель. Ещё один коллега с фабрики помогал нам делать фотографии, видео, чтобы мы могли рассказывать людям о нашей компании и демонстрировать результаты работы. Мы сняли гараж, изнутри его максимально добротно укомплектовали, чтобы производить на заказчиков хорошее впечатление.
Дело пошло хорошо. В марте 2020 года мы начинали работать в гараже, а в августе уже перебрались в более просторное помещение, взяли нового сотрудника, в октябре того же года снова расширились. Брались за всё подряд, пробовали. Порой, взяв мебель на перетяжку, даже не знали как к ней подступиться, но в процессе разбирались и всё получалось.
— Вы и сами занимались перетяжкой на своем производстве?
— Я больше координировал. Занимался рекламой, ездил на замеры и переговоры, помогал на производстве, отвозил и привозил заказы.
— Дорогая мебель к вам попадала на перетяжку? Она правда какая-то особенная и качественная?
— Далеко не всегда. Были дорогущие кожаные диваны, винтажные, стоимостью полмиллиона рублей. И мы насмотрелись столько ужасов, честное слово. Вскрываешь диван – а он внутри картонный, брус почерневший. Однажды в диване из Италии нашли тетрапак из-под молока.
— Когда пошли крупные заработки?
— В прибыль вышли месяца через три. Вложения были минимальными, но мы ярко заявили о себе и сработал вау-эффект. Гараж был забит битком, столько поступало заказов. Как говорится, на хлеб хватало. А года через полтора я уже смог купить новую газель в салоне. В 2022 году она стоила 2,2 миллиона.
— Из каких факторов сложился ваш личный путь к успеху?
— Многое зависит от желания. Я мог бы найти себе хорошую, перспективную работу рядом с домом, но мне хотелось именно своё. А когда есть цель, находятся и возможности, и связи. Ну и стечение обстоятельств. Столько мелочей произошло, которые в итоге привели меня сюда. Если бы не поддержка жены, я бы ушел с фабрики и не нашел бы единомышленников. Если бы не пандемия, мы бы не стали думать, где заработать. Если бы друг мне не занял немного денег на старте, где бы я их взял? Все эти факторы один за другим вели меня к тому, чем мы сейчас занимаемся.
— Когда дела пошли в гору, вы осуществили какие-нибудь давние мечты?
— Мы с женой очень хотели свой дом. Когда-то мы купили землю и сейчас его достраиваем. Купил машину своей мечты. А в отпуск мы ездим за город, на курорты не летаем. Хоть деньги и есть, я всё равно всё планирую, подсчитываю, на ерунду не тратимся. Много вкладываем в производство, в рекламу. Есть куда расти, перспективы хорошие.
— Есть какие-то уникальные проекты?
— Планируем запускать производство мебели. Во время перетяжки мы изучили все нюансы разработки и сборки мебели, увидели все ошибки, которые допускают производители и теперь хотим создать формулу идеального дивана и выпускать их.
— В Омске легко вести бизнес? Уезжать не планируете?
— Мне нравится Омск, он развивается, становится лучше и мы вместе с ним. Никаких ущемлений по бизнесу не замечал. Про переезд не думал. Хочется, чтобы именно у нас в Омске было хорошее производство. Раз уж я начал, то доведу дело до конца.
— Каких-то особых правил в работе придерживаетесь?
— Всё что ни делается – всё к лучшему. Черный кот перебежал – к удаче. Всё, что происходит не по плану – так и должно быть.
— Что посоветуете молодым бизнесменам, которые сейчас только начинают свой путь?
— Менять окружение. Когда я начал развиваться и делать бизнес, у меня не было наставников, богатых друзей и родителей. Я всему учился сам, методом проб и ошибок. Сейчас моё окружение сильно изменилось и благодаря этому я понял многие вещи, которые пригодились бы и раньше. Нужно спрашивать, интересоваться, уточнять, советоваться. Чтобы развиваться быстрее и в итоге чего-то добиться.