"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым

Автор статьи
Тамара Башаева
Фото: Тамара Башаева

Руководитель концертного агентства Sibir Promo Group привозит в Омск артистов уже более 15 лет

Роман Семенов, организатор концертов в Омске, руководитель концертного агентства Sibir Promo Group. Проводить вечеринки и приглашать в Сибирь артистов, собирающих небольшие площадки, начал ещё в 2007 году. На сегодняшний день в копилке Романа имеются успешно организованные концерты Limp Bizkit, 30 seconds to Mars, Placebo, Apocalyptica, а также «Руки вверх», Земфиры, группы «Звери» и десятков других известных российских и зарубежных артистов. Где обучают на организаторов концертов, как не уйти в минус, собрать надежную команду и многое другое рассказал нам Роман в ходе интервью для рубрики «Как я заработал миллион».

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
Фото: Тамара Башаева

— Роман, вы ведь из небогатой семьи и застали в детстве лихие 90-е…

— Да, я 1984 года рождения, и из нашего поколения почти никто не был из богатой семьи. В первый класс я пошел в 1991 году. Кто-то был состоятельным ещё при Советском Союзе, кто-то в 90-е обогатился, но у нас в школе было всего 3-5 человек, которые выделялись достатком и могли позволить себе настоящий «Адидас», а не «Абибас», как был у меня. Эти ребята смотрели на других не свысока, но с пониманием, что у их родителей есть машины, они нормально одеваются и могут есть не только картошку. А у остальных, в том числе и у нашей семьи, в подъезде на лестничной площадке стоял целый ящик картошки. В школу я ходил с полиэтиленовым пакетом, как и все, в спортивной олимпийке и заштопанных кроссовках. Нас в семье было пятеро – мама, отец, я и младшие брат с сестрой.

— А родители кем работали?

— Мама была швеей на фабрике «Большевичка», папа ездил вахтами на север. Мы не голодали, но жили очень скромно. Всего хватало впритык. Думаю, что это воспитывает характер. По крайней мере, мне такое детство многое дало – появилась мотивация добиваться своих целей в жизни.

— Вас не угнетало это неравенство? Что у кого-то есть, а у вас нет?

— Нет, нас ведь было большинство. Когда говорят про успешность, обычно это абстрактное понятие, не привязанное к определенным критериям. Мне всегда важно видеть более успешных, сильных и умных людей, чем я. Это дает возможность к чему-то стремиться, понимать, каким я хочу быть. Поэтому я не грустил и не угнетался. Более того, на мой взгляд, нет ничего хуже, чем всех уравнивать. Неравенство – это как раз то, что нужно, чтобы понимать, на что ориентироваться.

— Как шли дела в учебе?

— Долгое время я был отличником. Любил историю, обществознание, экономику. Но в какой-то момент мне стало не интересно, и по точным наукам скатился на тройки. Уже тогда я понимал, что вероятность того, что я пойду работать в промышленность или нефтехимию, крайне мала. Я всегда хотел что-то создать, заинтересовался маркетингом и стал двигаться в этом направлении. Мне нравилось, что маркетинг изучает глубинные мотивации человека, область применения этой дисциплины весьма широка.

— Когда вы заработали свои первые деньги?

— Самые первые деньги – в далеком детстве. Бабушка давала нам с двоюродным братом помидорную рассаду, мы на рынке её продавали и покупали себе мороженое. А потом подрабатывал уже в студенческие времена – проводил соцопросы, на стройке кирпичи таскал, брался почти за любую работу. Это было на стыке 90-х и нулевых. К тому времени родители уже развелись, мы втроем жили с мамой, отец жил на севере и присылал какие-то деньги оттуда. Поэтому на свои «хотелки» я зарабатывал сам. А хотелок было много. Самая первая из них – книги. Я покупал по две новых в месяц. Когда я стал зарабатывать нормально, первым делом накупил себе вещей, обуви на все случаи жизни. Не могу сказать, что это была осознанная гиперкомпенсация детских мечт, возможно отчасти это и так. Но в целом я не разделяю идею о том, что нужно обходиться минимумом вещей.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
Фото: Тамара Башаева

Мои родители до сих пор считают, что честные деньги можно заработать только физическим трудом. Но времена поменялись. Бабушка мне говорила: «Будь журналистом, у тебя хорошо получается рассказывать, писать что-нибудь, сочинять». А я говорил, что, как минимум, хочу стать учредителем журнала. Мне всегда было интересно организовывать процессы, а не реализовывать себя в частной узкоспециализированой профессии, будь это журналистика, музыка, поварское искусство, пивоварение… Моё дело открывает широкое пространство для реализации, здесь требуется огромный набор самых разных навыков. И это прекрасноразвиваться одновременно в очень разных областях.

— Когда вы начали приходить к тому, чтобы открыть что-то свое?

— В университете. Я учился в политехе, на специальности рекламы и маркетинга. На последних курсах, в 2006 году, у нас ребята стали заниматься рок-фестивалями, вечеринками, и я присоединился к этому движению. Тогда ещё были клубы «Цитрус» и «Твинс», мы там делали готик-пати и много чего ещё. Я не воспринимал это как бизнес, просто было интересно. Параллельно работал супервайзером в сети магазинов «Наш магазин». Платили там тысяч 15, средняя офисная зарплата тех лет. А в 2007 году появились гастрольные проекты – Stigmata, Amatory. Огромная волна новой музыки! До этого в плане музыки в провинциях царила безысходность: смотришь афиши, а там Леонтьев, Киркоров, Николаев и Наташа Королева. Вначале идея была в том, чтобы привезти в город артистов, которые нравились нам самим, получалась периодичность один концерт в месяц. По мере развития это стало становиться бизнесом, и в какой-то момент нужно было принимать решение: офисная стабильность в крупной компании с перспективой карьерного роста или бескрайний и неведомый мир своего небольшого бизнеса. Думал я недолго. Уволился и открыл своё первое ИП.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
С Михаилом Горшеневым, 2012. Фото: из архива Романа Семенова

— Эта сфера тогда только зарождалась?

— Старые организаторы-динозавры не понимали, как это всё работает, они сотрудничали только с эстрадными исполнителями. Раз в сто лет приезжали Бутусов или «Чайф», а в основном это был коллективный Киркоров. Первым большим рок-концертом, который состоялся в Омске, была «Ария». Гастроли каких-то независимых артистов на тот момент практически отсутствовали. Рынок как таковой начал складываться на моих глазах. Никто толком не знал, как это делать, разбирались на ходу. Арендовали клубы, печатали билеты и афиши на чёрно-белом принтере. Сейчас любой новый артист, имея полтора хита, может просчитать бизнес-модель и выкатить гонорар в миллион рублей, на основе прослушиваний в ВК или Яндекс-музыке. Тогда и за 15 тысяч рублей могла приехать какая-нибудь малоизвестная питерская рок-группа и собрать тысячу человек. Золотые времена!

— Многие пытались проявить себя в качестве организатора, но получилось ведь не у всех…

— Многие пробовали. Кто-то ушел, потому что не просчитал риски и потерял деньги. Кому-то просто не повезло, форс-мажоры всякие бывают. Некоторым дисциплины не хватило. Тут нужен чёткий баланс между разумным риском и бизнес-планом. Можно работать много, энергично и очень рискованно, чтобы быстрее заработать, но многие из тех, кто двигался по этому пути, не справились и ушли из бизнеса. Я работаю так, чтобы оставалось время и на жизнь вне работы. К этой золотой середине я пришел опытным путем. В пандемию те, кто работал на больших оборотах, пострадали больше всего. Нужно быть осторожным и думать наперед.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
С Евгением Петросяном, 2017. Фото: из архива Романа Семенова

Любая цель должна быть позитивной и созидательной. В институте я изучал маркетинг, и в каждой книге по классическому маркетингу говорилось о том, что у бренда прежде всего должна быть миссия. В 90-е это казалось непонятным. Какая ещё миссия? Открыть киоск, продавать жвачки, шоколадки и заработать кучу денег? Тогда весь бизнес был такой. Кстати, у некоторых он и сейчас такой. Но со временем мне стало понятно, что миссия очень важна. Миссия бренда – это душа твоего бизнеса. Миссия – это то, что остаётся в сухом остатке, если из цепочки на время убрать прибыль. Деньги – это средство и один из аспектов успешности, но не конечная цель. Конечная цель – делать полезное дело для общества, дело, которое позволяет тебе развиваться. Когда ты делаешь что-либо хорошо, деньги приходят к тебе. Но это следствие твоей цели, а не сама цель. Это не значит, что деньги не важны. Деньги – это овеществлённые возможности. Но нужно помнить, что многие вещи на них нельзя купить: порядочность, репутацию, интеллект, любовь. Тут мы снова возвращаемся к идее равновесия.

— Заработанные деньги вы вкладывали в бизнес, или тратили на «хотелки»?

— Когда всё только начиналось, конечно, я ничего не копил. Вкладывал заработанное в бизнес. Долгое время я даже самого себя не баловал зарплатой и расходовал деньги только на бытовые нужды. Развиваться можно только тремя способами: вкладывать свои средства, искать соинвестора, или брать кредит. Когда нет оборотных средств, каждый концерт может стать последним в случае малейшего форс-мажора. Здесь ты работаешь на 10 лет вперёд – накапливаешь навыки, зарабатываешь репутацию. Поэтому каждая копейка направлялась на то, чтобы развивать начатое.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
С Вячеславом Бутусовым, 2009. Фото: из архива Романа Семенова

— Когда же наступила стабильность и появились возможности наградить себя за труд?

— Лет через десять я начал себе позволять не перестраховываться так сильно. Что касается развития бизнеса, важным моментом и первым не-андерграундным событием был юбилейный концерт «Наутилуса» в 2009 году на сцене «Атлантиды». Собрался полный зал. Это была следующая ступенька вверх. После этого нужно было расти дальше, и тогда я решил сделать что-то, чего никто раньше в Омске не делал. За пару лет мы сделали концерты мировых звёзд: Limp Bizkit, Placebo, 30 seconds to Mars. Последних мы привозили как раз тогда, когда вокалист Джаред Лето получил Оскар и был на пике славы. Это были очень рискованные и амбициозные проекты, очень жёсткие контракты, огромные суммы денег. Это была важная точка роста, потому что таких денег на тот момент, конечно же, не было. Приходилось очень виртуозно привлекать инвестиции. И ставить на кон всё, что на тот момент было нажито непосильным трудом. К 2016 году всё более-менее устаканилось.

Жалею, что не сфоткался с Джаредом Лето (группа 30 seconds to Mars прим. Ред.) Мы пересеклись в коридоре, перекинулись парой слов, но я постеснялся. Его со всех сторон оберегали, да и мне не по статусу — я же вроде бы тут главный босс, организатор шоу (смеется). Так что я просто проводил его к сцене.

Возвращаясь к вопросу вознаграждения себя за труд, могу сказать, что я долго не решал вопрос с собственной недвижимостью и жил в квартире отца. На это было две причины. Во-первых, все средства уходили на развитие бизнеса, а во-вторых, я долго думал, оставаться ли в Омске или ехать в Москву. Решил остаться.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
Фото: Тамара Башаева

— Родители нормально отнеслись к выбору профессии?

— Это не было выбором профессии. Просто я в какой-то момент перестал посещать другие работы и сконцентрировался на этом. Родители конечно же считали, что я занимаюсь фигней. Да и вообще они меня никогда особо не поддерживали, я привык к этому. И даже был этому рад. До сих пор им благодарен. Мне не было нужно соответствовать чьим-то ожиданиям. Родители из добрых побуждений советы дают, для них криптобиржа, всякие стартапы и современные непонятные профессии – одно и то же. На самом деле, в большинстве случаев родители оказываются правы. Но, слава богу, не в моём.

— Вы придерживаетесь в бизнесе каких-то правил, принципов?

— Сначала я думал, что буду заниматься только рок-концертами, потому что сам любил эту музыку. Но потом решил, что дело есть дело. В книжных магазинах же продаются разные книги, а не только те, которые нравятся продавцу. Из принципа я никогда не стану организовывать концерт условного Моргенштерна или Инстасамки. Это за гранью моральных норм, нельзя такое делать. Концерты несут информацию, это слушают дети, и нужно брать ответственность за то, что ты предлагаешь людям. У меня консервативные политические взгляды. В руководстве придерживаюсь принципа «плохой порядок лучше хорошего хаоса». Людям, которые работают в команде, нужно давать простор для реализации себя. Вместе с ростом сотрудников растёт и компания. Но и рамки тоже нужно ставить. Главное не усложнять.

— Каково это – работать с известными людьми?

— Очень быстро понимаешь, что артисты – такие же обычные люди, с обычными разговорами, взглядами на жизнь, мыслями и заблуждениями. Мы живём в эпоху, когда значимость артистов очень переоценена. Изначально артист – это лицедей, человек, развлекающий публику. Суть профессии артиста хорошо показана в сказке о бременских музыкантах. Сейчас многие исполнители почему-то считают, что их талант петь песни даёт им право учить людей жить, оскорблять людей и страну. Надеюсь, эта ситуация будет меняться. Если бы у нас в «Голубом огоньке» под Новый год выступали космонавты, химики, физики-ядерщики и хирурги, то и система ценностей бы по-другому в обществе сформировалась.

Что касается дружбы, то мы действительно со многими артистами в очень хороших отношениях, но я никогда не забываю слова, которые мне сказал директор Льва Лещенко: «Роман, как бы цинично это ни звучало, артист – это наш товар». Это значит, что сначала дело, а потом уже приятельские отношения.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
Со Львом Лещенко, 2015. Фото: из архива Романа Семенова

— Большие концерты – большая прибыль?

— Не всегда. Большие концерты имеют колоссальные расходы средств и времени, это всегда большие риски. Бывает, что маленький концерт приносит больше, если всё правильно спланировано.

— Сколько человек у вас в команде?

— На большие мероприятия я привлекаю внештатников, а штатных – пять человек. Ребята работают давно. Здесь важен опыт, ответственность и компетенция, именно за это платятся деньги. Притом компетенции максимально разносторонние. Отношения у нас приятельские, на «вы» не общаемся. Все примерно ровесники по возрасту и единомышленники в музыкальных предпочтениях. Важно, чтобы все были на одной волне, тогда работа спорится.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
Фото: Тамара Башаева

— Деньги заработаны, дело есть, дом есть. Что дальше?

— Когда ты хорошо зарабатываешь, ты должен развивать свою личность. Иначе я не понимаю, зачем. Я работаю не потому, что трудоголик, а потому, что я люблю своё дело и хочу хорошо жить. Не жить лучше кого-то, а жить на том уровне, который нужен именно мне. Когда каждый человек в обществе будет успешен в своём деле и счастлив, то мы получим общество успешных и счастливых людей. Это нормальные материальные потребности: иметь уютный дом, пить хорошее вино, носить хорошую одежду, менять качество жизни и развиваться. И, конечно, я хочу создать семью, это важно. У мужчины на реализацию уходит много времени, но семья нужна любому нормальному человеку.

Сейчас много разных модных движений про то, что нужно быть «независимым» и «свободным» — это заблуждение. Ложные цели, уводящие нормальных людей в тупик одиночества. Мы — звено в цепочке сотен поколений наших предков, мы по определению не эгоисты и не индивидуалисты. Я помню, как мы в деревне ставили большие столы, собирались большой семьей. Это были счастливые времена. И это очень естественно для русского человека.

— Вы бы хотели, чтобы ваши дети в будущем работали в этой сфере?

— Нужны задатки, предрасположенность и самое главное — стремление. Ничего плохого я в этом не вижу, но главное, чтобы дети занимались достойным делом и честно зарабатывали себе на жизнь. Будет ли это бизнес или рабочая профессия – не важно. Так что всё по желанию. Работа поколениями – не обязательно залог успеха, но она дает большую фору, которой не было у меня. Всё пришлось выстраивать с нуля, набивать шишки, терять и восстанавливать.

— Что вы посоветовали бы себе молодому, пройдя этот опыт?

— Я бы дал себе список концертов, которые не нужно проводить. Чтобы избежать убытков, чтобы не связываться с неприятными артистами и разными мошенниками, коих я повидал достаточно. Но чаще всё-таки было всё хорошо. Далеко не всем артистам свойственна идея делать из себя кумира миллионов. Среди звёзд много простых, скромных, адекватных людей. Я рад, что успел поработать с Задорновым, с Евгением Евтушенко, с некоторыми западными звездами, которых уже нет с нами. Узнал много интересного для себя, это отлично расширяет мировосприятие.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
С Михаилом Задорновым, 2011. Фото: из архива Романа Семенова

— Что, по-вашему, самое важное при выборе своего дела?

— Искать своё предназначение и выполнять его. У нас сейчас дискредитированы многие рабочие специальности, на которых держится общество. Не круто работать на комбайне, не круто работать на заводе. Человек может любую работу сделать крутой, если она ему нравится и он в ней достигает высокого уровня мастерства. Плохой работы нет. Если твоя работа тебе не нравится, значит это просто этап в поиске себя.

— Сейчас в Омске реально построить успешный бизнес?

— Омичи – удивительно талантливые люди. К сожалению, многие разъехались отсюда, хорошо пристроились в других городах. Я и сам много раз думал переехать, но всё равно каждый раз остаюсь. Глядя на город, изуродованный какими-то бесконечными ларьками, заборами, гаражами и обрубками деревьев, сложно не думать об отъезде. Людям нужна мотивация. Моя первоначальная мотивация была в том, что я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов. Так и формируется бизнес. Привносить то, чего нет, и улучшать уже имеющееся.

— Что пожелаете молодым бизнесменам и предпринимателям?

— Помнить, что никогда нет более подходящего времени, чем сейчас. Никто не знает, что будет завтра или через несколько лет. Нужно делать сейчас. Если есть два варианта – «сделать и пожалеть» и «не сделать и пожалеть», нужно выбирать первое. Даже если не получилось с первого, со второго, с десятого раза. Когда-то получится, при условии, что вы этого хотите. Не каждый человек бизнесмен, это нормально. Значительная часть людей хочет стабильную работу, предсказуемую зарплату, и на таких людях держится весь мир. Но как бы то ни было, нужно всегда пробовать и создавать. Я большой патриот нашей страны и нашего народа. Уверен, что среди наших людей ещё огромное количество талантов. Может, это именно вы.

"Я смотрел на афиши и не видел там своих любимых артистов": интервью с организатором концертов Романом Семеновым
Фото: Тамара Башаева
Это будет Вам интересно
Как заказать торт для детского праздника в Санкт Петербурге