"А чего не на драккаре?": омичи, которых вице-губернатор обвинил в использовании каноэ в метро

Автор статьи
Олег Малиновский
Фото: Андрей Андрейкин

Колонка главного редактора Олега Малиновского, который пообщался с омичами устроившими заплыв в злополучном омском метрополитене

«Несколько лет назад был случай, когда омичи проникли в эту локацию и катались там на каноэ. Охрана нужна, чтобы исключить такие случаи», – всего-навсего заявил омский вице-губернатор Динар Курманов «Омск-информу». Все следующие сутки эту простую фразу смаковали даже федеральные издания.

Даже шуточное ИА «Панорама» выдало своё фирменное: «Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ осудила решение мэрии Омска запретить катание на каноэ в городском метро».

Я же решил вспомнить, что это за история с «каноэ», про который говорил Динар Курманов и найти тех самых смельчаков, устроивших заплыв в омском метро. Хотя будем честными. Я не особо их и искал, поскольку общался с ними и три года назад.

Метро — сталкерский «боян»

До недавнего времени (примерно до 2021 года) в метро был практически проходной двор для сталкеров. Посетить заброшенные туннели приезжали даже ребята из соседних городов. Полулегальных фотографий и видео оттуда ненамного меньше, чем снимков омской каланчи. Туров туда, конечно, никто не организовывал, но любой человек, при желании, мог устроить себе экскурсию сам. Найти подходящий вход несколько лет назад он мог, просто погуглив в интернете.

"А чего не на драккаре?": омичи, которых вице-губернатор обвинил в использовании каноэ в метро
Сталкеры плывут на лодке в 2021 году. Фото: Андрей Андрейкин

— Сколько людей бывали в метро? Если примерно.

— Сотни! Едут же даже из других городов, — говорил мне один из сталкеров.

Небольшой отступ, сталкерами, кстати, называют людей, которые выбирают своим хобби посещение заброшенных зданий. Чаще всего у них есть несколько правил — они не любят светить именами, лицами (по понятным причинам), ничего не трогают на местах, где бывали и стараются не раскрывать свои «тропы», по которым попадали в место, чтобы его, например, не разграбили охотники за чужим добром или антиквариатом.

Самое интересное, что в метро омичи в последние годы перестали спускаться не столько из-за охраны (об этом ниже), сколько из-за того, что метро… «боян» (жарг. — очень старая шутка, в этом контексте избитая тема, — прим. авт.). Изученное, пустое и скучное пространство. Все более-менее уважаемые, «профессиональные», если можно так выразиться, сталкеры просто переключились на заброшки поинтереснее. А те новички, которым всё ещё интересно — не знают лазов. В 2021 году после самого скандального случая (как раз тема «каноэ», о которой тоже ниже) — все популярные лазейки прикрыли, приварили и закрыли. Не значит, что попасть невозможно, но и создавать себе сложности ради «побродить по туннелям» никто не собирается.

"А чего не на драккаре?": омичи, которых вице-губернатор обвинил в использовании каноэ в метро

Реально каноэ?

«А чего не на драккаре норвежском», — услышав новость, рассмеялся один из омских сталкеров.

«Господи, да как бы мы её туда затащили. Каноэ — она же длинная!», — вполне серьезно попытался отреагировать другой.

Хотя, судя по рассказам, попасть туда было настолько просто, что туда при особом желании можно было бы протащить даже речной теплоход.

На самом деле заплывов было не один и даже не два. Их было, наверное, штук пять — все от разных групп. Плавали на обычных надувных лодках и пару раз даже на надувном матрасе. Люди жарили там шашлыки (а если быть точнее купаты) и плавали снова. Причем это были разные группы омичей. Андрей Андрейкин (это псевдоним, под которым он публикуется), как раз и делал тот самый, прогремевший на весь регион заплыв. Это он взял с собой резиновую лодку, пролез через часть обрушившейся кладки в вентканал, спустился по лестнице, проплыл там какую-то часть, потом нашел бетонный островок, пожарил там купаты и вернулся тем же путем обратно.

Если бы метромост был сайтом, какой-нибудь крупной компании, а Андрей — хакером, то ему бы заплатили денег за найденную уязвимость. Но выложенным видео он вызвал не только общественный интерес, но и бурное негодование правительства.

— Неизвестные злоумышленники сделали пролом в кирпичной кладке стены и проникли внутрь киоска и далее в тоннели метро через образовавшееся в результате пролома отверстие. По факту хулиганских действий и самовольного проникновения посторонних лиц направлено обращение в правоохранительные органы об установлении личностей, нанесших материальный ущерб учреждению и привлечению их к ответственности за порчу имущества, — грозно писало Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства.

"А чего не на драккаре?": омичи, которых вице-губернатор обвинил в использовании каноэ в метро
Та самая дыра. В том же году её заварили. Фото: Андрей Андрейкин

«Злоумышленника» никто так и не нашел, хотя он не особо скрывался — на видео он даже показывал лицо. С другой стороны — материального ущерба также не было — дырка к тому времени там была уже два года. Интересно другое, министерство ни словом не обмолвилось о том, зачем правительство уже в те времена тратили миллионы рублей на охрану метрополитена. Единственный результат — дырку, через которую он залазил внутрь — заварили металлическим листом. Впрочем, так уже делали и за два года до этого инцидента.

— Встречали там охрану?

— Никогда, — кратко ответил Андрейкин.

Ох, рьяно встаёт охрана

Парадокс был в том, что деньги на защиту метро нашли не в этом году и не в прошлом. Их выделяют уже много лет. В 2020 году на беспрецедентные меры защиты метромоста, например, выделили 60 миллионов рублей. Каждую опору метромоста обнесли колючей проволокой. Звучали фразы про «специально обученных людей» с оружием и камеры видеонаблюдения… через год Андрейкин залазит в туннели с надувной лодкой через дырку в вентшахте и жарит там купаты.

После его прогулок в дело вмешалась прокуратура. И действительно что-то изменилось. Как раз то, о чем писалось выше — лазы поперекрывали. «Старикам» и так уже было скучно, а новички уже попасть не могли. Поток фотосессий из туннелей прекратился.

В этом году правительство выделило 10 миллионов на охрану городских недр. Компания «Асгард» согласилась встать грудью на защиту от любителей каноэ всего лишь за три миллиона. Удержит ли она оборону — покажет время.

Самое же смешное во фразе Курманова то, на что мало кто обращает внимание. Почему у нас вообще воды в метро столько, что там можно плавать на каноэ?

"А чего не на драккаре?": омичи, которых вице-губернатор обвинил в использовании каноэ в метро
Сталкеры в омском метро. Фото: Андрей Андрейкин
Это будет Вам интересно
Победительницам конкурса "Огненные красавицы" вручили подарки