"Шесть из восьми часов уходит на бумаги": врач рассказал, почему ушел из больницы

Автор статьи
TOP24.NEWS
Изображение сгенерировано нейросетью Кандински 2.2

Большая колонка от врача, который ушел в частную медицину

От редакции: после назначения нового министра здравоохранения, а потом и после того, как и мы и он сам обозначил главную проблему омской медицины (речь про кадровый голод), мы решили опросить тех врачей, которые недавно покинули госсектор и ушли либо в частную медицину, либо переехали в другой город. Однако первый же опрошенный нами молодой врач написал настолько эмоциональную и большую колонку, что мы решили выставить её целиком без купюр. Поскольку он ушел в частную медицину и остается в сфере он попросил остаться анонимным. Далее его колонка:

«Почему я ушёл из бюджетной медицины?

Я люблю медицину. Мне доставляет большое удовольствие лечить людей. Когда я поступал в ОмГМУ (тогда ещё ОГМА), то не думал о деньгах, личном времени и собственном здоровье. Было лишь огромное желание учиться, чтобы потом помогать всем, кто в моей помощи нуждается. Ведь врач, как говорят, престижная и благородная профессия. И меня окружали только такие молодые, энергичные и целеустремлённые люди.

Пока ты учишься, то не понимаешь, что тебя ждёт на выходе. Первые 3 года — общие знания. 4-5 курсы — клинические базы. 6 курс — итог всего обучения, заканчивающийся сессией, государственными экзаменами, а потом аккредитацией. Медицина прогрессирует ежедневно, а наша так ещё и модернизируется. Ежедневно видишь преподавателей, на которых хочешь равняться в профессиональных навыках. Они с улыбкой говорят, что работать тяжело, но ты не воспринимаешь их слова всерьёз, потому что «ну вот на занятиях же всё хорошо, всё успеваем, мы молоды, современны, справимся лучше».

С чем мы сталкиваемся в итоге? Начнём с ординатуры. Ты никому не нужен. Твои кураторы – врачи, «зашивающиеся» от объёма бумажной работы, количества пациентов и плохой оснащённости. Смешно и грустно, но в некоторых больницах на момент моего обучения (2018-2020 гг.) часть докторов писали истории болезни от руки, как в 90-е, потому что не у всех были компьютеры. На тебя просто физически (и самое главное, морально) нет времени, чтобы что-то объяснять, показывать и т.д. За обучение тебя докторам в больнице не доплачивают ни копейки, всё на голом альтруизме, врачебном долге. Если хочешь, бери палату и иди разбирайся сам. Не хочешь? Можешь не приходить вообще и заниматься дома, либо приходить попозже да уходить пораньше. А если ты готов вкалывать, то тебе за это не то что денег не будет, но и стажа. Многие доктора из-за этого уходят в поликлинику, чтобы банально заработать, потому что 10 тыс. руб стипендии в месяц — это даже не прожиточный минимум. Итогом 2-х летнего обучения будет идиотская аккредитация, успех выполнения которой зависит не от уровня твоих профессиональных навыков и знаний, а того, как ты запомнил последовательность действий в инструкции.

И вот ты приходишь работать в стационар/поликлинику. В каждой больнице свои правила, но есть общие моменты:

1) нереальные планы, которые при успешном выполнении не уменьшаются, а растут больше. Не справился? Штраф.

2) бумажная бюрократия, которая отнимает 90% времени;

3) пациент всегда прав, а начальство даже в справедливом для тебя конфликте не будет на твоей стороне.

Если ты молодой доктор, то обязан делать всё, что скажут, потому что «мы тоже так делали, когда впервые пришли», а это:

а) брать больше всех дежурств;

б) работать в Новый год (идиотская традиция посвящения в коллектив)

в) не лечить платных пациентов, а только самых конфликтных, «чтобы понять эту жизнь».

г) если ты болеешь и берёшь больничный, тебя презирают, ведь ты усложнил жизнь коллегам и отделению. «Лечиться надо в свободное от работы время».

Помню, как мне однажды достался пациент после окончания рабочего дня (как правило, все врачи ещё на работе пишут бумаги) со словами: «Вы мужчина, а здесь женщины, у которых семьи, дети есть, так что будьте мужчиной». Хочешь взять отпуск летом? Не получишь, потому что есть врачи с детьми, им нужнее, да и вообще ты новенький, а тут уже свой порядок. Знаете, с таким подходом у меня вообще дети не появятся.

Ты пошёл на обучение за свой счёт (а сумма доходит в год до 150 тыс. и выше) и научился чему-то новому? Самый умный? Не выпендривайся! Делай как все и не усложняй ничего! Не надо говорить пациенту, что капельницы не работают, иначе он к нам больше не придёт.

Удивительно, что в каждой больнице есть доктора, которые устали от этой системы, но при разговоре с ними слышишь одно и тоже: «Ну а что мы сделаем? Мы ничего не можем изменить! Надо относиться к этому философски. Ну а где лучше? Зато здесь стабильная зарплата и идёт стаж. Везде хорошо, где нас нет. Вы ещё просто слишком молодой. Не вы первый, не вы последний». Эти фразы звучат всё чаще и чаще, въедаясь в подкорку так сильно, что сам начинаешь в это верить.

Почему я и другие молодые доктора должны быть одними из? Мы стремимся опираться на мировой опыт в здравоохранении, но боимся меняться к лучшему. С 2011 года я слышу о необходимости отказаться от бумажных историй болезни, но за это время количество бумаг только растёт. Однажды мы с коллегами засекали, сколько времени у нас из 8-часового рабочего дня отнимает заполнение документации. Шесть часов. А потом ещё 1,5-2 часа после окончания рабочего дня, чтобы не утонуть в бумагах на следующий день. На 10-20 пациентов у меня всего 2 часа. К этой оптимизации мы стремимся?

Это вызывает не то что бы ненависть, скорее моральное истощение. Наша система здравоохранения нездоровая, нагло паразитирует и ностальгирует на советской модели, унижает труд доктора, медсестры и санитарки. Врач не защищён ни от начальства, ни от пациентов, ни от некомпетентности законодателей. Это все больше капает на мозги и тратит драгоценные нервы. Последние месяцы я перестал получать удовольствие от работы.

Жил от 5:45 до 17:00 (а порой и дольше), от понедельника до пятницы, от отпуска до отпуска.

Я не испытал огромной радости от решения уволиться. Напротив, бесконечное чувство стыда, что оставил своих коллег, которые тоже не в восторге от происходящего, в гораздо более сложном положении, потому что на них упала дополнительная нагрузка. И так везде. Зачем привлекать новые кадры в больницу, если можно распределить его ставку на всех оставшихся? Я привык к коллективу, даже к тем, с кем были напряженные отношения. Они все прекрасные люди, просто на определённом этапе «выгорели» и продолжают работать на автомате, без лишних эмоций. Тем не менее, я хотел остаться в медицине, сохранить к ней любовь, желание помогать людям, с которым и пришёл в эту профессию в 2011 году.

Да, частная медицина не даёт на первых порах гарантий стабильности в пациентах и хорошей зарплате, но со временем это проходит. Самое главное, есть время на семью, себя и учёбу.

Я сделал первый шаг.

И не жалею».

Это будет Вам интересно
Победительницам конкурса "Огненные красавицы" вручили подарки