"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде

Автор статьи
Дарья Якунина
Фото: Дарья Якунина

С началом судебных разбирательств о затоплении территории садоводческих участков в поселке Осташково на окраине Омска, скандально известная ТГК-11, которую местные жители и прокуратура винят в приходе воды на земли собственников, решила пригласить журналистов на злосчастный золоотвал. Он-то, по мнению осташковцев и властей, и является причиной всех бед.

Для представителей омских медиа устроили целый пресс-тур посреди зимы и больше трех часов возили их по заснеженным полям и болотам, в попытке объяснить свою точку зрения на творящееся прямо сейчас локальное бедствие.

Корреспондент ТОП24 побывала на закрытом ранее от посторонних глаз котловане, куда сливается шлако-зольная пульпа от городской ТЭЦ-5, и узнала, почему, по мнению «тепловиков», территория Осташково до сих пор стоит в воде, а ТГК-11 считает себя скорее пострадавшей стороной, чем виноватой.

Перед отправлением от офиса предприятия на Партизанской, 10 помощник директора ресурсоснабжающей компании, бывший журналист Никита Мисюров пообещал экс-коллегам: лапшу вешать на уши не будет — только факты, и ничего кроме фактов.

Как говорится, доверяй, но проверяй.

«Но даже в суде администрация Омска, сославшись на то, что частная собственность — это частная собственность, сказала, что не может организовать защитные, противопаводковые меры на СНТ, поскольку это дело садоводов. Кроме того, она не смогла назвать количество коммуникаций, водоемов, колодцев и всего прочего, которые там есть. Ни разу за все это время не прозвучала конкретика: аллея такая-то, дом такой-то, дом такой-то…Где эти все 10 тысяч точек. Соответственно, в суде конкретизировать эту информацию также представители администрации района не смогли», — поделился «откровениями» Никита Николаевич, намекая, что власть не компетентна в своих обвинениях.

Нужно напомнить в контексте, что еще по весне наш корреспондент лично выезжала в Осташково, что пообщаться с пострадавшими от паводка омичами на месте и понять, что же там произошло на самом деле. Участки дачников стоят в воде с конца 2023 года, и даже сейчас, при январской стуже под свежевыпавшим снежком — незамерзающая жижа. А в конце декабря жители поселка записали видеообращение президенту страны, с мольбой о помощи, ведь дома многих из них испорчены, утрачено имущество, а компенсацию осташковцы получить не могут, поскольку виноватые пока не названы.

Граждане же считают, что десятки тысяч домов оказались затоплены из-за воды, пришедшей с территории золоотвала ТЭЦ-5, которая входит в структуру ТГК-11. Четвертую секцию гидротехнического сооружения, на которую и повезла журналистов пресс-служба предприятия, запустили в декабре 2022 года. И уже летом следующего 2023-го дачные участки начали страдать от подтопления. С тех пор вода из СНТ так и не уходила.

Свищ в поле

Основными источниками подтоплений в ТГК-11 называют дырявые коммуникации, секретные трубопроводы военного аэродрома «Омск-Северный», данные о которых не получается добыть из-за гостайны, коммунальные аварии вдоль Сыропятского тракта и в Морозовке, где «встала» Центральная насосная станция, и богатые на снегопады зимы.

Сотрудники ТЭЦ-5 даже сделали анализ проб воды в нескольких точках: сырой воды из-под крана, «осветленной» из золоотвала и воды на затопленных полях. Эксперты химической лаборатории ХЦ СП «ТЭЦ-5» пришли к выводу, что утечки из чаши золоотвала здесь абсолютно ни при чем.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: с протокола результатов анализа

«Внешние коммуникации СП «ТЭЦ-5» расположены на противоположной стороне дороги от места подтопления территории, персоналом КЦ СП «ТЭЦ-5» был произведен отбор проб для анализа и определения состава воды на подтопленной территории. Согласно протоколу результатов анализа, по содержанию в составе воды хлоридов и уровня pH, вода относится к сырой (питьевой) воде. Следовательно, источником подтопления данной территории, возможно, является трубопровод сырой воды ООО «Водоканал», расположенный в зоне подтопления» — указано в справке к протоколу.

По словам Мисюрова, новые «улики» переданы прокуратуре и правоохранительным органам.

Первой точкой, которую хотела продемонстрировать журналистам ТГК-11, стало поле. Дорогу перед нашим приездом к этой точке прочищал трактор. Здесь нас встретил первый спикер — замначальника котельного цеха ТЭЦ-5 Игорь Привалов. Он рассказал, что еще совсем недавно посреди поля бил фонтан из прорыва на трубе, но «Водоканал» всё отремонтировал.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

«Зимой здесь подтопление произошло. Своими силами мы обошли территорию и обнаружили место, где вода скапливается в этом районе. В 20-х числах декабря приезжала техника, предположительно, «Водоканала». Здесь проходит труба в деревню Ульяновка, по которой туда поступает сырая питьевая вода. И в этом месте был прорыв. Примерно 26-27 декабря прорыв устранился. В поле на данный момент вода отсутствует. Возможно затопление Ульяновки связано с этим прорывом», — пояснил тепловик.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

По его словам, подтапливал поле фонтан из трубы довольно длительное время.

«Топим не мы, топят нас»

Медленно но верно, мы приближались к заветному золоотвалу. По дороге вдоль насыпи сооружения, похожей на обычную земляную дамбу, торчали засохшие камыши и струилась незастывшая водичка с голубым отливом. Возле занесенного снегом озера, как нам рассказали, называемого «Байкалом», нас встретил техдиректор ТЭЦ-5 Андрей Матысяк.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

Он заявил, что в истории с подтоплением они, можно сказать, и сами пострадали, поскольку с конца 2023 года вода приходит и на территорию золоотвала.

«Основные источники неконтролируемого притока воды с учетом рельефа местности идут из-за лесов со стороны Ульяновки, а также леса, расположенного на краю микрорайона Осташково. Данная ситуация приводит к следующему: сейчас вода стоит незамерзшая, вода абсолютно белая, чистая. В результате подтоплений у нас происходит старение и коррозионный износ коммуникаций».

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

С его слов, даже новехонькие трубы, уложенные в 2022 году, успела поесть ржавчина. Из более 40 километров коммуникаций, ведущих от ТЭЦ-5 к золоотвалу и возвратных, вода приводит в негодность около 50%. Это, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам по замене трубопроводов, — несколько сотен миллионов рублей.

Дорогу вдоль местного «Байкала» в паводковый сезон изрядно подмывало. Предприятию пришлось строить дамбу и делать отсыпку.

«На данной территории геологические изыскания проходят с начала 1960-х годов. Эта территория на месте золоотвала является естественной низиной, которая находится на уровне 113 метров по Балтийской системе. Поселки вокруг находятся выше: Ульяновка и Осташково — 114,6 метров. Поэтому сток воды идет именно сюда, круглый год», — пояснил Матысяк.

Кроме того, сотрудники теплоцентрали обнаружили возле 3-й секции гидротехнического сооружения некий ручей, течение в котором идет со стороны дач в направлении зольного котлована. Определить, откуда прибывает вода, помог эксперимент с бумажкой.

Видео: пресс-служба ТГК-11

Кроме того, специалист отметил, что ТГК-11 вместе с федеральным агентством провели на территории зоны подтопления геологические исследования с бурением двух контрольных скважин. В результате выяснилось, что в прошлом году приток воды по средним показателям за последние 15 лет увеличился на 25-30%. А естественное выпаривание влаги с поверхности земли снизилось на 7%. Иными словами, подземные воды поднялись, а испаряться стали меньше.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

Золоотвал

Наконец, по подъему фургон привёз нас на само сооружение. По началу невозможно было определить, что находишься рядом с водным объектом. Вокруг заснеженное пространство, и только где-то вдалеке виднеется небольшое озерцо, в которое из трубы стекает какая-то жижа черного цвета. Кругом по периметру уложен трубопровод.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

Вся конструкция представляет собой котлован, на дне которого находится геомембранная пленка, «заправленная» под дамбу. По трубопроводам пульпа идет к выпускам, которые поочередно переключаются для равномерного намыва золы. Осветленная вода по специальным колодцам попадает на насосную станцию и возвращается в цикл. В эти же трубопроводы подается вода, которую откачивают с прилегающих территорий, — ее используют для технических нужд.

Также рядом с золоотвалом есть другой резервуар для сбора паводковой воды объемом 370 тысяч кубических метров. Воду из нее постепенно забирают для работы теплоцентрали. Во время сильного затопления ТГК задействовала помпу производительностью 500 кубометров в час, от МЧС работали две помпы по 200 кубов и пять по 100 кубов. Кроме того, помогали пожарные машины. Откачка шла круглосуточно. По словам техдиректора ТЭЦ-5, большая часть воды уходила на теплоцентраль и еще около 2 тысяч кубометров после очистки сбрасывалось в Омь.

При этом в сентябре губернатор Виталий Хоценко заявлял о десяти работающих помпах. В конце октября же из-за заморозков на месте подтопления и вовсе осталась только одна водокачка от ТГК. Вода начала подмерзать, и остальное оборудование просто увезли.

Насосная станция

Предпоследней локацией, которую пресс-служба ТГК-11 решила продемонстрировать журналистам, оказалась насосная станция. На ее железных воротах магнитами закрепили карту, призванную подвести итог всему путешествию.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

Андрей Анатольевич еще раз довольно подробно объяснил, как и из-за чего, по мнению руководства компании, случилось подтопление Осташково.

«Согласно наблюдениям и исследованиям с 1962 года, происходил естественный сток воды при достижении уровня 100-114 метров с этой низины по естественным каналам. После постройки Сыропятского тракта и, самое главное, дороги на Ульяновку здесь нет ни одного водопропускного сооружения. Они (Ульяновка) сами себя ограничили этой дорогой. Она является естественной дамбой, и вода сюда теперь не уходит. Она аккумулируется вся на поле», — заключил Матысяк.

Помимо этого, с его слов, в Осташково нет никакого сооружения (рва, траншеи, ливневки) для водоотвода. Мол, чему удивляться!

Однако с одним из требований природоохранной прокуратуры , предъявляемых к ТГК-11 и местным властям, специалист согласился: в Осташко срочно нужно проводить исследования и выяснять, откуда же в самом деле топит поля и дачные участки. Поскольку, если однажды подмоет дамбу золоотвала, то Омск настигнет настоящая экологическая катастрофа.

"Топим не мы, а нас": в омской ТГК-11 рассказали, почему Осташково до сих пор в воде
Фото: Дарья Якунина

В заключение добавим, что сегодня, 21 января, в Центральном райсуде состоялось первое судебное разбирательство о подтоплении дачных участков на окраине города. Ответчиками по иску выступают ТГК-11, городская мэрия и администрация Омского района.

«Это не экспертиза, это исследование, которое было подготовлено по частному заказу ТГК. Если брать наши требования, то наши требования основываются на проектной документации, на тех документах, которые прошли государственную экспертизу. Если брать исследования ТГК-11, то оно не имеет отношения и не оценивает требования проектной документации. Мы вообще считаем, что данные исследования отношения к данному делу не имеют. В проектной документации уже содержится презумпция того, что золоотвал негативно влияет на уровень грунтовых вод на прилегающей территории. Этот факт неоспорим. Он учитывался при строительстве этого объекта», — рассказал «Вестям Омск» региональный природоохранный прокурор Алексей Шельманов.

Это будет Вам интересно
Омичей пригласили отдохнуть на природе в парк-отеле "Жемчужина"